ТОГДА И СЕЙЧАС: 7 ВЕЩЕЙ, К КОТОРЫМ МЫ ПОМЕНЯЛИ ОТНОШЕНИЕ
Жизнь не стоит на месте, и оказывается, что многие привычные для нас вещи раньше воспринимались совсем по-другому. Семь вещей, к которым мы относимся не так, как люди в старину – что это за вещи, и почему так получилось?
1. Имя Татьяна В начале 19 столетия такое красивое имя Татьяна – несправедливо считали простонародным и неподходящим для знатных особ. «Революцию» в сознании людей сделал Пушкин, назвав Татьяной главную героиню романа «Евгений Онегин». Мы не видим ничего удивительного в строчке «Итак, она звалась Татьяной». Но для читателей-современников Пушкина это был шок. Как, девушку из знатного рода зовут Татьяной? Не может быть! Но очень скоро удивление сменилось восхищением. Люди по-новому взглянули на имя – и оценили его по достоинству. После выхода «Евгения Онегина» началась мода на имя Татьяна. Сейчас же Татьяна – привычное для нас имя, которое надежно закрепилось среди других.
2. Театр Историю театра можно сравнить с кораблем, который качается на волнах: вверх-вниз, подъем-спад. Театр прошел сложный путь от всенародного культа – до порицания, а от неприятия – к признанному искусству. В Древней Греции театр был самым любимым и уважаемым видом искусства. Театральные представления длились несколько дней, а бывало – и целую неделю. Такая неделя считалась праздничной – жизнь в городе останавливалась, и на представления приходили все, включая рабов. Целью театра было просветить людей, показать самые яркие сцены из истории и повторить в памяти сюжеты мифов. Но главной ценность этого искусства считался катарсис. Катарсис в переводе с греческого означает «очищение». Это чувство, которое возникает тогда, когда зритель переживает за героя на сцене. Страдая вместе с героем, у зрителя в душе поднимаются самые благородные чувства – любовь, сочувствие, желание помочь и поддержать. Это и есть катарсис.
Считалось, что катарсис имеет лечебный эффект: переживая настолько бурные чувства – человек может излечиться и от душевных, и от физических недугов. В Средневековье отношение к театру изменилось на противоположное. Почему? Потому что эта эпоха уважала только то, что касается духовной жизни. Телесное отвергалось, считалось греховным. Театральное действие воспринималось не как искусство, а как что-то неприличное, недостойное внимания. Профессия актера считалась унизительной. Исключением были только те сцены, в которых разыгрывались библейские сюжеты или рассказывалось про жизнь святых. При этом ко всему, что касалось жизни обычных людей – относились пренебрежительно. Но эпоха Средневековья прошла – и театр пережил второй расцвет. С появлением кино, многие критики искусства пророчили исчезновение театра. Они думали, что кино – это тот же театр, только на экране, а значит, кино со временем вытеснит театр. Но, как оказалось – это два разных вида искусства, и у каждого есть и будут свои ценители. Можно предположить, что, пережив такую неоднозначную историю, театр доказал свой статус настоящего искусства и наконец-то будет «жить спокойно».
3. Идеал женской красоты Каждая эпоха диктовала свой идеал красоты. Но эпоха барокко отличилась, равно как и наша эпоха начисто выхолостила женственность, подменив его на уни-сек, который приводит мужчин к гомосексуализму быстрее, ибо женское тело так стало похоже на мужское..
Для начала – что такое барокко? В переводе с итальянского слово «barocco» означает «склонный к излишествам». В этом – вся суть эпохи. Стиль барокко – это пышность, величие и причудливость. Целью искусства этой эпохи было удивить, шокировать зрителя. Никто не должен был оставаться равнодушным. То же самое касалось и понимания женской красоты. Очевидно, что «пышность» люди понимали прямо, а не только в переносном значении. Идеалом красоты считались женщины с полотен Рубенса.
Да, некоторые Рубенсовские женщины вполне ничего, но встречаются экземпляры... Это, кстати, уже мужчина. Картина называется «Вакх». Вакх – древнегреческий бог природы и виноделия. Конечно, каждый понимает красоту по-своему, но такая «красота» опасна для здоровья. 4. Сватовство Считается, что предлагать руку и сердце должен мужчина. Сватовство невесты – древняя традиция. Но, как бы удивительно это не звучало, в старину существовала и другая традиция: сватовство жениха. Не парень, а девушка выбирала, к кому свататься. Если же жених не соглашался, то девушка даже не думала отступать. Она просто поселялась в доме у жениха. По традиции, семья жениха была обязана содержать невесту, причем девушка не занималась никакой работой по дому. Просто жила, отдыхала. Рано или поздно такая ситуация надоедала семье жениха – и все уговаривали его жениться. Тем более, сам жених за много дней уже привык к невесте... Так девушка добивалась своего, выходила замуж – и ставала хозяйкой. Правда, теперь уже приходилось работать.
5. Белый цвет Сегодня белый – праздничный цвет. Но так было не всегда. В языческой древности белый считался символом печали, траура и смерти. Почему? Возможно, белый ассоциировался с сединой и болезненной бледностью. В похоронных процессиях всегда было много белого. Все изменилось с приходом христианства. В христианской традиции белый означает чистоту и святость. А белая лилия – символ Богородицы. Со временем эти значения победили, и про негатив белого все забыли. Интересно, что в восточной культуре белый до сих пор имеет два значения – истины и траура.
6. Орнамент Орнамент сейчас – украшение, а раньше каждый символ в нем имел свой смысл. Когда на ткани вышивались узоры – ни один узор не был случайным. Вышивая, девушка вкладывала в вышивку тот смысл, который хотела. Со временем символика орнамента забылась – и большинство не может расшифровать «азбуку» узора. Что означают геометрические фигуры в орнаменте? Круг – символ солнца, жизни и бесконечности. Квадрат обозначает 4 стороны света. Треугольник – это огонь, ведь костер имеет треугольную форму. Ромб – обработанное земельное поле, участок земли. Крест (прямой, который выглядит как плюс) – означает мужчину. «Косой» крест (как в игре «крестики-нолики») – символ женщины. А если наложить один крест на другой – выходит восьмиконечная звезда, которая означает единство и гармонию. Меандр. Ми привыкли, что это греческий орнамент. Но он был популярный и у древних славян. Назывался «бесконечник» или «кривулька». Из названия понятно значение – славянский меандр символизировал бесконечность, вечную жизнь, связь поколений. Значения этих узоров: горы, дерево жизни, запрет, засеянное поле, защита, изменения, начало и конец. Наше «начало и конец» напоминает восточное «инь и ян». Это еще раз доказывает, что во всех культурах – много общего. Значение этих орнаментов: оберег, победа, птицы, согласие, солнце, спираль времени.
7. Автор Автор книги – кто он? Понятно, что человек, который написал книгу. Но интересно, что отношение к автору постоянно менялось. Каким был автор в самую древнюю эпоху? Тогда вопрос авторства даже не стоял – автор был коллективным. Все народные песни, сказки, былины и прочее творчество сочинялось всем народом: один человек придумал начало, другой – конец, третий улучшил сюжет... Кстати, именно благодаря коллективности, авторское право не действует на народное творчество – и каждый из нас может свободно использовать фольклор где угодно. Эпоха Средневековья. Бог – главная ценность, а человек – мелочь, незаметная в масштабах вселенной. А значит, все человеческое – недостойное. Такая вот философия. В Средневековье писателями были в основном монахи. И среди них было принято всячески унижать свою особу. «Я, недостойный, грехами обремененный...» – это была стандартная формула, с которой начиналась любая книга. И каждый автор старался наговорить на себя как можно больше плохого. Это не значит, что писатели не любили себя. Просто так было принято.
Дань этикету, не больше. На смену Средневековью пришла эпоха Возрождения – и маятник качнулся в другую сторону. Теперь человек – главная ценность. Теперь писатель – очень почитаемая особа в обществе. Автора тешили самолюбие как могли – любая книга начиналась с перечисления всех достоинств и титулов писателя. Иногда такой список растягивался на несколько страниц. 19 столетие, Романтизм. Возвышенность, чувства и мистика. Люди во всем искали потустороннее и необычное. Эпоха Романтизма провозгласила автора гением. Считалось, что писатель общается с высшими силами – и они надиктовывают ему произведения. Автор – это творец, которым управляет вдохновение, экстаз. Кстати, такое понимание автора сохранилось до сих пор. Многие считают, что творческие люди – другие, «не от мира сего».
А это – чистый романтизм. 20 столетие увидело в авторе обычного человека. В эту эпоху читателей интересовала реальная особа писателя. Его биография, привычки, повседневная жизнь. Популярными стали дневники и мемуары. Часто писатели публиковали свои письма и переписки – ведь читатели хотели узнать настоящего человека, а не спрятанный за маской образ. Литературоведение – это наука, переходящая в творчество. И каждый ученый хочет придумать новую теорию. В 60-х годах 20 столетия жертвой литературоведов стал автор. Юлия Кристева и Ролан Барт решили «похоронить» писателя и создали теорию, что у литературного произведения нет автора, а текст – это стихия без начала и конца. Текст возникает сам по себе, а писатель только фиксирует его на бумаге, не больше. То есть произведение пишется само. Труд Барта так и называется – «Смерть автора». Это была провокация, но она всем понравилась. Видимо, литературоведы устали от исследования биографий авторов. И в 60-х годах использовать слово «автор» в статьях про литературу считалось очень не модно. Что происходит с писателем в 21 столетии? Автор «воскрес», и это хорошо. Замечайте изменения – ведь это так интересно!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.