-Ну, допустим, вы положили на землю огромное количество железа, которое стоит немногим дешевле золота (для Средних веков). Ну, допустим, по какой-то непостижимой причине это железо у вас не разворовали… Хотя не могу даже представить себе – по какой! Но где же вы найдёте такую лошадь, которая способна тянуть двадцать сцепленных вагонов одновременно?!
Про такое в Евангелии сказано – «иудеям соблазн, еллинам же безумие»! Цивилизация на уровне фанатической слепой веры положила в своё основание две аксиомы (то есть недоказуемых очевидности):
Обязанность человека изучать и хранить материальные и духовные ценности прошлого;
Обязанность создавать, а так же поддерживать создание (что ещё важнее) материальных и духовных ценностей грядущего.
Как их доказать человеку, который не желает их принимать – я не знаю. Но и без доказательств очевидно, что если люди всё прошлое забыли, а в настоящем ничего не изобретают и не помогают новаторам-изобретателям – то выше каменного века им ничего не светит…
Но цивилизация неразрывно связана с верой и догмами. Без них она разрушается. Почему?
Объясняю:
Всякие действия по поддержанию макросистемы выглядят нелепыми и бессмысленными на уровне микросистемы. И если человек не воспринимает себя макросистемой (то есть не воображает себя всем человечеством, что с определённой стороны смахивает на психическое расстройство) – то всякие действия во имя человечества кажутся ему бредовыми и глупыми.
Может быть, деспотичной по её натуре цивилизации и нужно, чтобы человек под мышками зажал книги Гомера и Данте, одной рукой изобретал, а другой кормил изобретателя со стороны – но эгоистичному шкурнику это зачем? Потому что цивилизации это нужно? А кто она такая с точки зрения эгоистичного шкурника?!
Я ведь не шучу и не прикалываюсь, я вас серьёзно спрашиваю: если человек считает, что рождён случайно и умрёт бесследно (причём, увы, скоро) – зачем ему какая-то длиннаяцивилизация? Это ведь как если бы голодный законсервировал пищу на сто лет вперёд, и голодал бы, думая – зато через сто лет кто-то мою консерву откроет и накушается…
+++
Мы знаем, что есть непосредственное благо, находящееся в настоящий момент в состоянии его потребления. А есть расчётное благо, которого нет, которое может, будет, а может и не соизволит явится, но которое требует усилий, жертв, расходов и создаёт проблемы непосредственно в данную минуту.
Выделим шрифтом:
Эффект непосредственный, немедленный.
Эффект долгосрочный, рассчитываемый.
Между ними жесточайший конфликт. Начнём с того, что человек, не обученный расчётам, расчётной аналитике – вообще не сможет понять долгосрочного эффекта: так аборигены Австралии не понимали связи между половым актом и деторождением, и думали, что дети появляются «как листья на деревьях».
Но и понимая расчётную аналитику, к ней можно предъявить ряд номиналистических претензий:
- Мне слишком долго этого ждать.
- Слишком широкое вовлечение посторонних для меня элементов.
- Никто не гарантирует безошибочности расчёта. Теоретически всякий расчёт может оказаться ошибочным, а потраченные средства - в силу этого потрачены впустую.
Никто не отрицает этих пороков расчётного анализа. Более того, всякий расчётчик стремится сократить сроки действия, усовершенствовать материальное стимулирование непосредственного исполнителя грандиозных замыслов и снизить риски ошибки в расчётах.
Ключевая разница в восприятии реализмом и номинализмом (инфинитикой и локалистикой) этих истин расчётного прогнозирования.
Реализм (инфинитика), понимая все минусы и риски расчётного проекта, тем не менее, соглашается на них. Номинализм (локалистика) – считает их непомерной платой за действие, и отказывается от них.
И земледелие, и скотоводство было первым примером столкновения расчётного прогнозирования с локальным «здесь-и-сейчас-ничеством». Можно съесть семена растений сразу, а можно закопать их на год, и ждать, что они умножатся в числе. Гарантии, конечно, нет: может быть и засуха, и наводнение и много ещё чего, влияющего на урожай…
Можно пойманного поросёнка заколоть сразу, а можно подождать, пока из него кабан вырастет. Для второго делают закут, заготавливают корма и т.п. А вдруг поросёнок сдохнет? Падаль есть не будешь, значит, вчистую проиграл тем, кто предлагал покушать сразу, не откладывая на завтра, то, что можно сделать сегодня…
Но, несмотря на все минусы и риски расчётного прогнозирования и долгосрочного макро-проектирования мы уже не можем представить современное человечество без земледелия и скотоводства.
Однако принцип конфликта между малой сиюминутной выгодой и крупным, но отдалённым благом – никуда не делся. Принцип «живи сегодня, живи сейчас, живи только собой», который мог, на заре человечества, погубить становление земледелия и скотоводства – проник в современный рыночный либерализм.
Ему ненавистны «продлённые желания» и расчётные прогнозы с их длительностью, системной неразделимостью и погрешностью. Либерал хочет быстро, себе и однозначно. Платишь – так плати, а не платишь – так до свидания!
Это инстинкт охотника или собирателя, который или нашёл пищу сразу в готовом виде, или махнул рукой на туманную перспективу погони за ней...
Александр Леонидов; 9 февраля 2018