– Нешто срубить его… - рассеяно подумал Григорий Орлов, глядя на деревце налитыми кровью глазами. – А то торчит как смертный прыщ! А-а-а… Пущай растет… За грехи мои тяжкие Господь наказал! – простонал граф, закрывая глаза и сжимая виски могучими кулаками. Перед внутренним его взором, снова возникло растерянное лицо Петра II с жалкой, вымученной улыбкой на припухших губах. Император пытался заглянуть графу в глаза, и все повторял, взволновано размахивая руками: «Я отрекусь от престола, господа! Только оставьте мопсинку и скрипку мою…». Где теперь та мопсинка? Где скрипка? А убитый император давно уже покоится в мраморном гробу в фамильной усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе. Наступил златой век Екатерины.
Сегодня, уважаемый читатель, мы с вами продолжим путешествие по знаменитым пригородам Санкт-Петербурга. Хотя, сложно назвать Гатчину пригородом - это крупнейший город Ленинградской области, где проживает около100 тысяч человек. Уютная и зеленая Гатчина манит и привлекает многих петербуржских пенсионеров, которые выйдя на заслуженный отдых, охотно переезжают сюда жить. И от Северной столицы всего 40 верст, и климат здесь приятнее, и жизнь спокойнее и размереннее, и цены на жилье скромнее.
Но мы с вами приехали сюда не за тишиной и покоем, и не покупать квартиру, а для знакомства с замечательными архитектурными комплексами. Для этого пройдемся немного по улице Храмовой, и окажемся у входа в Гатчинский парк. Боже – до чего же он огромен! Пожалуй, не меньше всей Широчанки! Многие гектары прудов, каналов, с перекинутыми через них мостиками, деревьев и кустарников. Все это смотрится потрясающе живописно, даже не смотря на подтаявший мартовский снег и хмурое небо. Даже общественный туалет, возвышающийся на крутом пригорке над прудом, выглядит кокетливо и молодцевато.
А с неба над Белым и Серебряным озерами, не смолкая, звучит симфония чаячьих криков. Не счесть – сколько их летает в воздухе. Но и на земле и в воде движение и звуки звучат не тише – здесь власть захватили упитанные и нахальные дикие утки, настойчиво требующие угощения у проходящих горожан. Белое озеро уже освободилось от ледяного плена. Красивая и прозрачная вода, позволяет различить не только перепончатые утиные лапы, но и каждый камешек на дне. А чуть поодаль, на пологом холме, уже виден за деревьями Большой Гатчинский дворец.
Угостим уток хлебом и пожелаем им удачной весны, а сами, по мостику перейдем через канал и поднимемся к дворцу. Издалека, это монументальное здание с развевающимся на башне российским имперским черно-бело-золотым знаменем с коронованным двуглавым орлом, больше напоминает рыцарский замок где-то в Ирландии, или Уэльсе, чем дворец. Мощный, неприступный, гордый(на фото). Но вблизи становится видно, что не пощадило время древнее аристократическое гнездо – трещины по фасаду, выбитые кое-где окна, обваливающаяся лепнина…
Да, не так смотрелся дворец в конце XVIII века. Этот роскошный подарок, спроектированный талантливым итальянским архитектором Антонио Ринальди, императрица Екатерина II сделала своему фавориту Григорию Орлову за помощь в осуществлении государственного переворота и свержении императора Петра II. Строили Гатчинский дворец 15 лет с 1766 по 1781 годы. Тогда же на лужайке перед дворцом был посажен молодой дуб. Вы не поверите, но этот исполин жив и поныне, хоть и разменял уже третью сотню лет! В дни сражений Великой Отечественной войны, дуб получил «ранение» - ствол его пробило на вылет снарядом, но каждую весну он покрывается зеленой листвой, радуясь новой жизни, вспоминая минувшие века…
А века эти были наполнены славой и коварством, бесстрашным благородством и холодным расчетом. Здесь, в Гатчине, равно как и в Петергофе, Царском селе, Петербурге, рождалась история великой Российской империи. История страны, которая сама уже стала историей. Очень странное ощущение – ходить по тем же дорожкам парка, по которым гуляли Екатерина Великая, Александр Освободитель, последний российский император Николай II и испытываешь странное ощущение. Причастности к истории своей страны.
Но вот мы выходим из парка на обширную площадь перед дворцом. Здесь на высоком постаменте застыл бронзовый памятник Павлу I – именно он стал владельцем Гадчинского дворца после смерти Григория Орлова.
Не очень довольный вид у бронзового императора – голуби слишком часто уделяют памятнику внимание – гораздо чаще, чем дворники с водой и швабрами... Очень своеобразный был человек - Павел I. Мы как-то привыкли со школьной скамьи считать его бесхарактерным неудачником, творящим всякие глупости, играющим на барабане и марширующего по плацу. Но ведь история – наука с большой примесью политики. Кто победил, тот и прав! Это уже в последние годы стали открываться интересные факты периода правления Павла.
И возникает ощущение, что далеко не глупым правителем он был – быть может, слишком романтичным. Здесь же в Гатчинском парке, но в противоположной его части, отделенной трассой, на самом берегу Черного озера высится маленький, но удивительно гармоничный Приоратский дворец(на фото). Выстроили его по приказу Павла I для руководства мальтийских рыцарей, чьим великим магистром и являлся российский император. Император вынашивал грандиозный геополитический, как сказали бы сейчас, проект – включения Мальты в состав Российской империи и для этого существовали все предпосылки. Мальтийские рыцари – последние потомки крестоносцев Европы – испытывали нужду в надежной защите от турок, а Россия была крайне заинтересована в собственной военно-морской базе в Средиземноморье.
Осуществиться этим планам помешало убийство Павла заговорщиками… А Приоратский дворец, так и стоит на берегу озера, отражаясь в его водах.
Возвращаясь из гатчинских парков в Петербург, думал я вот о чем: красивейшие памятники архитектуры, связанные с историей нашей огромной страны хранит в себе Гатчина, но многие из них находятся в настолько удручающем и запущенном состоянии, что таблички на фасадах: «Памятник архитектуры XVIII века. Охраняется государством», вызывают лишь горькую насмешку. Да и не в одной Гатчине существует сегодня такая картина. Взять готические постройки Выборга, древние храмы Вологодчины, разрушающиеся башни Смоленской крепости…
По всей стране можно найти сотни таких примеров запустения и обветшания памятников старины. Да хоть наш Дом офицеров в Ейске взять. Ответ на все вопросы по этому поводу звучит одинаково – денег нет и точка. А на строительство «одноразовых» стадионов в 11 городах страны к ЧМ-2018 сотни миллиардов значит есть? Как-то не правильно все это.
Очень хочется дожить до тех времен, когда культура не будет финансироваться по принципу бедной Золушки, а старинные дворцы, усадьбы, крепости и храмы России возродятся в былой красоте и величии. Чтобы не пропала та связующая поколения нить. Нить, соединяющая наше прошлое, настоящее и будущее.
Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 27 марта 2018