Советские фарцовщики - проводники в «запретный рай»
Советские фарцовщики — явление по-своему уникальное. Для обычных граждан они были своего рода проводниками в «запретный капиталистический рай». Фактически фарцовщики, сами того не ведая, стали предтечами российских коммерсантов и предпринимателей.
Первые упоминания о фарцовщиках в истории уголовной России встречаются в XIX веке. Фарцами, или фарецами в Одессе называли базарных пройдох, которые умели уболтать продавца и купить товар оптом по низкой цене, чтобы потом продать в разы дороже. По другой версии, слово «фарцовщик» происходит от английского for sale — «для продажи».
Фактически колыбелью советской фарцовки стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году, приоткрывший железный занавес между СССР и Западом. Впервые в Москву приехало столько иностранцев.
Принято считать, что фарцовка возникла в среде так называемых стиляг, сурово осуждаемых советским обществом. Желание одеваться красиво и модно, что было невозможно в СССР по причине отсутствия в магазинах красивой одежды и обуви, подвигло стиляг на контакты с иностранцами, строго запрещённые в те времена.
Но на самом деле это, скорее всего, легенда, потому как спекуляция иностранными товарами в СССР, стране тотального дефицита, просто не могла не возникнуть. Первое время поставщиками дефицитных товаров были иностранные туристы, которые привозили с собой жвачку, джинсы, футболки и обменивали их на русские сувениры — столь любимые ими матрёшки и прочую мелочь.
Фарца́ обычно и паслась возле гостиниц, выменивая у иностранцев привезённые ими вещи. На заре советской фарцы процветал только прямой бартер — товар на товар, никакой валюты. Объяснение этому простое: уголовное наказание за валютные операции в СССР было крайне суровым.
Фарцовка делилась на несколько видов: гостиничная, дальнобойная и морская. Это были три самых крупных канала поставки товаров для фарцовки. Гостиничная — имела место в «Интуристах», где проживали преимущественно граждане капиталистических стран.
Обычно фарцовкой занималась гостиничная обслуга — горничные, администраторы, дежурные по этажу, официанты, швейцары, уборщицы. К слову, устроиться тогда на работу в «Интурист» стоило немалых денег, но затраты окупались буквально через полгода.
В гостиничной фарцовке была чётко налажена схема, где каждый выполнял свою роль и имел собственную специализацию. Горничные и уборщицы брали у иностранцев только мелкие сувениры — духи, галстуки, кофточки и зажигалки в обмен на спиртные напитки.
Дежурные по этажу — более крупные вещи (пальто или плащи) в обмен, опять же, на спиртное. Официанты обменивали крупные партии вещей на крупные партии чёрной икры и водки и чаще всего имели дело не со случайными людьми, а с контрабандистами-иностранцами.
Все выменянное у иностранцев гостиничная обслуга не продавала сама, а сдавала администраторам и получала за это «приварок» — это был небольшой, но стабильный заработок. Последним в цепочке был администратор, который сдавал весь товар профессиональному фарцовщику и, естественно, зарабатывал больше всех.
Ещё одним каналом поставки были так называемые торгонавты — моряки торгового флота СССР. Фарцевали моряки в основном в странах Северной Европы, где был запрет на спиртное или цены на него зашкаливали.
Моряки продавали за границей не только спиртное, но и фотоаппараты, икру и советские значки, а покупали в заграничных магазинах дефицитные в СССР вещи — одежду, пакеты, пластинки и прочее. Вернувшись из рейса в СССР, моряки сдавали всё «барахло» оптом фарцовщику. Часть товара продавали жены моряков по своим знакомым.
Потихоньку фарцевали и водители-дальнобойщики «Совтрансавто», перевозившие грузы за границу. Схема фарцовки была такая же, как у моряков. Следует отметить, что «подделок» у советской фарцы практически не было.
По мелочам фарцевали и советские граждане из числа туристов и работающих за рубежом. Фарцевали гиды туристических групп. Продавали всё иностранное, что только можно продать. И неважно, новое или уже пользованное, главное — лейбл.
Доходило до смешного. Купив яркий иностранный полиэтиленовый пакет у фарцовщика по цене два рубля за штуку, некоторые советские граждане дома превращали пакет в иностранный плакат — разрезали по швам и наклеивали на стену в прихожей. Это повышало их социальный статус в глазах друзей, родственников и соседей, не говоря уже об обладании итальянскими сапогами.
Пределом мечтаний рядовых советских граждан были видеомагнитофон и аудиосистема, стоившие не менее двух тысяч рублей. Об обладании джинсами с лейблом и говорить не стоит. Фирменную джинсу купить мог не каждый. С джинсами боролись власти, введя запрет на их ношение. За джинсы могли выгнать с работы и вытурить из комсомола или из партии, но это только повышало спрос.
К 1970-м годам фарцовка в СССР набрала обороты. Главными фарцовыми местами в СССР стали Ленинград, Москва, портовые города и туристические центры. Как ни странно, при всей ярой борьбе со спекуляцией правоохранители фарцовщиков как бы не замечали. Не было тогда в Уголовном кодексе статьи за фарцу. Только за спекуляцию. К тому же крупные фарцовщики находились под крышей КГБ, и милиция, устраивая регулярные облавы, их не трогала.
Не было в истории СССР и уголовных дел по крупным оптовикам от фарцы. Зато были мелкие — по «бомбилам», кто фарцевал по мелочи для себя. Их-то и брали при облавах с парой дамских кофточек или колготок и регулярно сажали за спекуляцию, о чём советский народ гордо извещали газеты. Доставалось же фарцовщикам в основном от уголовников, которые безжалостно прессовали их, зная, что в милицию никто не побежит.
Осмелев, профессиональные фарцовщики все чаще стали заниматься валютными операциями, совмещая валюту с фарцой. В 1961 году Никита Хрущёв после поездки в ГДР, где он наслушался жалоб на то, что в Москве самый страшный чёрный рынок, развернул большую кампанию по борьбе с фарцовкой в СССР.
Никите Сергеевичу нужен был показательный процесс, и он поднял приговор по делу осуждённых в том же году по максимуму (к восьми годам лишения свободы каждый) фарцовщиков-валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева. Хрущёв потребовал ужесточить приговор, пригрозив отставкой генпрокурору Руденко.
После пересмотра дела все трое получили по 15 лет строгого режима. Но Хрущёву этого было мало, и вскоре со своего поста полетел председатель Московского горсуда Громов. Тут же был принят новый указ, допускающий применение смертной казни за спекуляцию валютными ценностями. И у Рокотова, и у Файбишенко главной статьёй обвинения была спекуляция валютой.
Третий раз дело слушалось в Верховном суде РСФСР, и всем троим был вынесен смертный приговор, который был вскоре приведён в исполнение. К слову, в память о этой расстрелянной троице в Америке выпускают джинсы Rokotov & Fainberg.
За фарцовку сидел известный российский предприниматель Владимир Мельников, основной владелец и председатель совета директоров компании по производству джинсовой одежды «Глория Джинс». В конце декабря 1969 года он был задержан с компанией подвыпивших приятелей возле ресторана «Балканы» в Ростове-на-Дону, якобы за слишком шумное поведение. При досмотре в милиции у него в карманах нашли валюту. Это уже была подследственность КГБ области.
Под суд Мельников пошёл с группой товарищей за спекуляцию (читай — фарцу) и валютные операции. И в том же году был осуждён на пять лет строгого режима, получил на зоне кличку Интеллигент, обморозил там ноги. Отбыл срок от звонка до звонка и, выйдя на свободу, принялся за старое. А потом пришли новые времена, и незаконное стало законным.
К концу 1980-х годов фарцовка стала терять актуальность — советские граждане получили возможность свободно выезжать за границу в шоп-туры и потом свободно торговать на родине иностранными товарами. Фарцовщики исчезли как динозавры. Наступили времена «челноков» и «коммерсов».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Фарцовщики - это были психически больные люди, хотя по внешнему виду и по поведению они не отличались от обычных нормальных людей. Фетишизм у этих людей был на уровне помешательства. За иностранную тряпку с биркой иностранной фирмы, даже, зачастую, уже изрядно поношенную, такие люди были готовы унижаться перед иностранцами, лишь бы завладеть её. А завладев ею, напяливали на себя и гордились так, как будто целое царство в наследство получили или будто бы героический поступок совершили. Наша страна в то время была страной с самой передовой наукой и самой возвышенной и утонченной культурой, но ничего этого им было не нужно - культ вожделенных тряпок и преклонение перед американской рок-музыкой, позаимствованной от африканских диких племен через рабов-негров, вот вожделенная мечта этих психических уродов. Нормальная молодёжь посмеивалась над такими людьми, сочувствовала им как ущербным людям и даже боролась с их психической заразой, но это мало помогало, потому что нажива от спекуляции такими тряпками, подогревала их интерес. Нормальная молодежь "грызла гранит науки", распространяла с концертами с большим успехом национальную культуру по всему миру , строила заводы и целые города. Комсомольск-на-Амуре с авиационными заводами, Тольятти с автоВАЗом, Набережные Челны с КАМАЗом, Сургут, Нижневартовск, многие ГЭС и многое другое были построены в основном руками молодых романтиков советских времён. А в это время эти фарцовщики медленно, но верно, постепенно заразили вещизмом всю страну. Многие из фарцовщиков постепенно превратились в "теневиков-производственников", выпускавших нелегальную продукцию и имевших с этого огромные барыши. Этот спекулятивный капитал нужно было как-то легализовать и они, вместе с продажными чиновниками во власти, сделали перестройку, организовав экономический саботаж и дефицит всех товаров. Развалив искусственно всю экономику огромной страны, присвоив себе общенародную собственность и сделали страну американской колонией. Поэтому не зря говорили комсомольцы-максималисты 20-х годов, - "Сегодня джаз, о завтра Родину продаж." Продали великую супердержаву Советского Союза бывшие фарцовщики и их приспешники в колониальную зависимость Западу. Хорошо ещё, что в структурах бывшего КГБ нашлись патриотично настроенные люди, которые вырвали страну из лап мирового империализма. Но последствия фетешизма фарцовщиков придётся изживать ещё не один десяток лет. Только распространение истинного знания о назначении человеческой жизни, может значительно сократить этот срок.