Солдат до службы не дошёл. Семья ищет загадочно исчезнувшего призывника
Алексею Полушкину, жителю поселка Кордон Пермского края, предстояло начать проходить срочную военную службу на излёте XX века. Он был призван в армию осенью 2000 года, новый век он должен был встретить уже в военной части.
Но как он встретил новый 2001 год, никто не знает. Молодой человек пропал без вести по пути на сборный пункт. С тех пор семья разыскивает его и пытается узнать хоть какую-то информацию, ведь им даже неизвестно, жив ли он.
Два странных сообщения о побеге
Алексея ждут и ищут родители, младшая сестра Лидия и брат Михаил. Родители по-прежнему живут в Кордоне, а брат и сестра переехали в Пермь, обзавелись своими семьями.
Сестра Алексея Лидия Михайлова была ещё маленькой, когда проходили проводы брата, но хорошо помнит события тех дней:
«В ноябре 2000 года была призван в армию. 16 декабря ему выдали военный билет, а уже 17 декабря он уехал в Пермь на сборный пункт. 21 декабря позвонил прапорщик военного комиссариата по Кишертскому району. Он звонил даже не маме, а на железнодорожную станцию посёлка Кордон. Сообщили, что сбежал со сборного пункта. Мама на следующий день поехала в Пермь. Пришла к КПП, сказала дежурному, по какому вопросу она здесь. Пока он куда-то звонил, мама увидела на территории сборного пункта лёшиного одноклассника».
Мать Алексея Нина Михайловна попросила молодого человека, чтобы он позвал её сына. Тот сбегал и вернулся через несколько минут с Алексеем. Лидия передаёт разговор, который состоялся между её матерью и братом:
— Прапорщик звонил, сказал, что ты сбежал.
— Ты чего, мам? Никуда я не сбегал.
— Вы что, тётя Нина, — подтвердил одноклассник Алексея, — не сбегал он.
Со спокойной душой Нина Михайловна отправилась домой.
А 23 декабря Алексей приехал в Кордон сам. Лидия вспоминает, что он собрал тёплые вещи, так как следующим утром призывников должны были забрать в военную часть.
«24 декабря в 06:35 на электричке Шаля — Пермь 2, брат уехал обратно в Пермь на сборный пункт. Присутствие в электричке подтверждено, его видела знакомая нашей семьи, жительница посёлка Кордон. Второе устное извещение о том, что Алексея нет на сборном пункте, пришло 27 декабря 2000 года в поселковый совет Кордона. В разговоре указали, чтобы мама сейчас не приезжала, так как сборный пункт свою работу прекратил, он закрыт. Из поселкового совета информацию передали маме устно. Ориентировочно 5-6 января 2001 года мама во второй раз уехала в Пермь на сборный пункт. Тогда уже брата не было на месте. И с тех пор, нашей семье о брате ничего не известно. Никаких писем, извещений нам от брата нет и не было», — рассказывает Лидия.
В этот день Нину Михайловну к военкому не пустили. Она сидела в коридоре, плакала и писала заявление о пропаже сына.
«Нет сил и надежд»
Сначала поисками занималась мать Алексея. Затем, когда ей стало тяжело в силу возраста, эту «эстафету» перехватила сестра Лидия.
«У родителей нет никаких сил, надежд. Они на целую жизнь постарели от этого всего. Начала искать я. Потихонечку стала писать письма, искать информацию. В отделе полиции № 2 по Индустриальному району города Перми мне сообщили, что дело засекречено. Полученный гриф "секретно" изменению не подлежит. Даты, когда он был поставлен, не указаны», — говорит Лидия.
Она планирует обратиться в суд и прокуратуру, чтобы ей как родственнице разрешили ознакомиться с делом. Кроме того, она пишет письма в военные части с просьбой помочь в поисках.
Все обращения Лидии в Генеральную прокуратуру и в Министерство обороны спускались обратно на уровень района, и ответов из федеральных ведомств она не получала.
Женщина рассказывает, что ей удалось найти свидетеля, который вспомнил, что Алексей всё же был на сборном пункте 24 декабря 2000 года. Молодой человек видел, как Алексей стоял у армейской машины с брезентом. Свидетель запомнил, что на машине было изображение оленя. По его словам, создалось впечатление, что взвод готовится к отправке.
В 2017 году Лидия получила копию личного дела брата, в котором было указано, что он сбежал с областного сборного пункта. Она подозревает, что поиски были проведены не в полной мере:
«Кто опрашивался в те годы, когда он пропал, я не знаю. Кроме родителей других родственников полицейские и тем более военные не опрашивали. Когда кто-то сбегает, обычно опрашивают всех родственников, а тогда допросили только родителей. У наших родственников в Перми и по краю не были, Лёшу не искали. Он пропал в декабре, а розыскное дело завели только через 8 месяцев, в августе 2001 года. Запросы в военные части о том, служит такой или нет, писали в марте, спустя два месяца».
Семья Алексея до сих пор не имеет представления о том, куда мог исчезнуть молодой человек.
«Мне не нужны виновные. Не нужно, чтобы наказали кого-то. Я хочу знать: жив или что-то с ним случилось и он мёртв. Он же был там минимум пять дней. Неужели никто не видел? Куда бы он сбежал? Зима, холодно. Денег с собой не было. Но в армию он уходил с желанием, служить хотел», — говорит Лидия.
Военнослужащим не был
В Главной военной прокуратуре сообщают, что поиском Алексея до закрытия розыскного дела должны были заниматься в полиции, так как молодой человек ещё не получил статуса военнослужащего на момент исчезновения:
«По закону началом военной службы для призванных граждан, не пребывающих в запасе, считался день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. Установлено, что Полушкин военным комиссариатом Пермского края к месту прохождения военной службы не направлялся, в связи с чем статуса военнослужащего в установленном указанным Федеральным законом порядке не приобрел. Вся документация по вопросу призыва Полушкина в упомянутом военном комиссариате уничтожена в связи с истечением сроков ее хранения. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовное преследование лиц, не являющихся военнослужащими, осуществляется территориальными правоохранительными органами. В этой связи органами военной прокуратуры (в настоящее время — военными следственными органами) процессуальное решение в отношении Полушкина не принималось».
В правоохранительных органах Пермского края, которые и занимались поиском пропавшего Алексея, сообщили, что все меры по розыску были предприняты, но они оказались безрезультатны:
«В декабре 2000 года в органы внутренних дел поступило заявление о без вести пропавшем гражданине 1981 года рождения, который сразу был объявлен в розыск. В ходе розыска сотрудниками полиции проведен весь комплекс оперативно-розыскных и поисковых мероприятий. В территориальные подразделения МВД России по Пермскому краю и субъекты Российской Федерации направлены ориентировки. Разыскиваемый проверен по всем имеющимся учетам МВД России по Пермскому краю, в том числе по информационному центру, бюро регистрации несчастных случаев и краевому адресному бюро, по учетам всех лечебных учреждений города Перми и края. Кроме этого, был проведен осмотр территории, где в последний раз видели гражданина, его место проживания, установлены родственные и иные связи разыскиваемого, все лица опрошены. В августе 2001 года гражданин объявлен в федеральный розыск. В августе 2016 года розыскное дело прекращено в связи с истечением сроков давности. Данное решение прошло правовую оценку в порядке надзора в прокуратуре Индустриального района города Перми и признано законным и обоснованным».
По сообщению заместителя прокурора Индустриального района города Перми, указанное розыскное дело проверено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
О засекреченности дела ни в одном ведомстве не сообщили.
Семья продолжает поиски
Лидия не теряет надежды узнать хоть какую-то информацию о брате. Сейчас она ищет тех, кто призывался в то же время, что и Алексей:
«Теперь я ищу тех, кто призывался в это же время! Тех, кто был на сборном пункте с 17 по 27 декабря 2000 года, и, конечно, тех, кто служил с 2000 по 2002 г. Пожалуйста! Посмотрите свои армейские фотографии, напишите своим сослуживцам и знакомым! Есть вероятность, что кто-то Лёшу вспомнит!»
Приметы Алексея Полушкина на момент пропажи: рост — 170 см, цвет волос — тёмно-русые, брови густые дугообразные, глаза карие, небольшое косоглазие левого глаза.
Несмотря на то, что розыскное дело закрыто за давностью, Лидия и её семья надеются получить хоть какую-то информацию об Алексее, таинственно пропавшем 17 лет назад по пути в армию.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
раз завели дело по пропаже человека спустя только 8 месяцев, то тут пахнет неуставными отношениями и уголовщиной. вряд ли что то в этом деле прояснится
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]