Пожалуй, ни один из монашеских орденов за всю историю христианства не сохранил свои традиции так бережно, как орден кармелитов – единственный из всех монашеских союзов, возникший на Святой Земле. Есть предположение, что эти монахи – прямые наследники учения великих пророков, при жизни которых и возникло сообщество.
Палестинский затвор
В ветхозаветные времена пророк Илия избрал своим прибежищем гору Кармель в Палестине. Именно здесь впервые в истории веры сложились принципы отшельничества: уединение и молитвенная сосредоточенность.
В середине XII века это место облюбовал крестоносец Бертольд из Калабрии, где и поселился со своими единомышленниками-аскетами, дабы посвятить свою жизнь молитве и размышлению о Боге. Утвердив единые правила жизни кармелитов, Бертольд обратился к латинскому патриарху за официальным признанием, и в середине XIII века орден кармелитов получил официальный статус.
Устав был строг: монахи давали обет целомудрия, нестяжания и послушания; их жизнь состояла в постоянной молитве, службах, продолжительных постах. В молчании жили кармелиты в уединённых кельях. Глава ордена избирался большинством.
Время шло, образ жизни менялся. Пастушьи накидки сменились коричневыми сутанами с капюшоном, а к уединённой молитве прибавилась миссионерская работа в миру. И вот уже кармелиты готовят монахов в нескольких университетах Европы, а в каждой провинции работают центры богословского обучения. Появилось множество богословов и духовных писателей, которые значительно продвинули богословие, включая мариологию – учение о Деве Марии.
Пять примет у одинокой птицы
Золотой век кармелитов закатился в XIV веке – c началом эпидемии чумы, Столетней войны и гонений со стороны тех, кто противодействовал возвращению ордена к первоначальным аскетичным правилам монашеской жизни. Во Франции кармелиты были полностью уничтожены во время Великой французской революции. В ордене на два века воцарились нестроения: он разделился на две части – одна выступала за смягчение строгого устава, другая, напротив, требовала ужесточить правила подвижнической жизни.
В истории возрождения ордена большую роль сыграли Тереза Авильская и Хуан де ла Круз: их труды изучаются и комментируются уже сотни лет, несмотря на мнение, что их сочинения – плод воспалённой фантазии и религиозного фанатизма.
Святая Тереза после нелёгкой борьбы всё-таки получила возможность основать монастырь по более строгому уставу, обращённому к ранним идеалам. Сначала в обители было всего двенадцать сестёр, но к моменту смерти Терезы в Испании насчитывалось уже 16 общин. Они стали ядром новой ветви кармелитского монашества – босоногих кармелиток.
Мистическое сочинение святой Терезы «Внутренний замок» стало общепризнанным духовным руководством: душа здесь представляется замком с многочисленными комнатами, в центре которого Христос. Усердные молитвы позволяют переходить из одной обители в другую, до самой сокровенной.
Хуан де ла Круз, или Иоанн Крест, прожил страдальческую жизнь. С детства познав нищету и голод, он освоил разные ремёсла. Повзрослев, начал изучать теологию и философию и, чтобы обеспечить себе пропитание, работал санитаром в больнице для сифилитиков. В 25 лет, повстречав Терезу Авильскую – ей тогда было уже за пятьдесят, – решился создать мужскую ветвь ордена босоногих кармелитов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.