Свекровь моя – Анна Ивановна (царствие небесное), да простят меня ее дети (мой муж и золовки), была человеком грубым, малограмотным. Наделенная склочным характером, любила крепкое словцо и даже в преклонном возрасте могла так отбрить кого угодно, что знающие это качество предпочитали не связываться с ней. Лишенная всякой женственности, не любила выполнять чисто женскую работу. А вот в работе, требующей физической силы, не было ей равных: на картофельном поле, на сенокосе, при заготовке дров, в огороде. В годы Великой Отечественной войны ее, молоденькую девушку, отправили на заготовку леса для нужд фронта. Как знать, быть может, там, в снегах по пояс, с ручной пилой и топором, от непосильного труда и зачерствела ее душа. Старая, еще до революции основанная, добротная большая деревня «Тихвинка» со старинным укладом жизни, с многодетными когда-то крестьянскими семьями в середине 80-х катастрофически обезлюдела. Оставшихся стариков забирали дети, кто мог сам, перебрался на новое место жительства. Так и муж мой забрал своих стариков-родителей в пригород Тюмени.
Свекровь любила своего единственного сына, а меня люто ненавидела, упрекала: «Это ты у нас сына забрала!» Слепая материнская ревность не позволяла понять, что, если бы не я, так другая бы сделала тоже самое. Но надо отдать ей должное: моих детей, своих внуков, любила, хоть и упрекала часто внучку: «На мать похожая!» Очень интересно общалась свекровь по телефону. Ей казалось, что на том конце провода ее плохо слышат и старалась, кричала изо всей мочи: - Цвяточек мой малированный, внучок ты мой дорогой! Да сладкий мой дитёночек! Бабка по тебе соскучилась, ехай скорея! Знала свекровь много присказок-поговорок, а еще любила в рифму отвечать на заданные вопросы. Бывало, подвернется прохожий (любили старики возле дома на скамеечке посидеть), спросит: - Чей это дом? - Выспись ладом! – парировала свекровь и продолжала дальше свои рассуждения, - Мы в ём живем. - А раньше-то вы где жили? - Жили в лесу, молились колесу. Против нёба – на земле жили! - А теперь-то на родину ездите? - А куды мы поедем: к тётке-лебедке, к дядьке-плетню? Нет нашей деревни, никода бы мы не уехали!
Забавно, как по писаному перечисляла свою родню: «Нянька Донька, нянька Подька, дядя Омельян, дядя Илья, Михаил – коров доил, Василий – прыг в окошко – лата-та, Марея, я, Николай и Иван». Если собеседник интересовался, что значит Василий - прыг в окошко – лата-та». Она охотно объясняла: - Иван у нас смирён-а-ай был – от носа соплей не отбросит, а Василий мудрай. В войну-то впроголодь жили: капиток капитком закрашивали (имеется в виду, что заварки не было), вот он и омманывал тятю. Бывалоча, мешаить ложкой в стакане в однуя сторону, потом в другуя. Тятя спрашивает: «Чё ты почем зря её мутишь?» А тот отвечает: «Разве ты не знал: надо в однуя сторону 40 раз промешать, потом в другуя, ох и чай сладкай становится!» Отец помешал, помешал – чай как был – вода. Схватил ложку деревяннуя, хотел Василию в лоб стукнуть, а он прыг в окошко и хлопает по ляшкам: «Лата-та!»
Сетовала, что сгубило брата Василия пьянство, приговаривала: «Водку её никода не омманешь, а водка омманет!» Заздравный тост у нее был один и тот же: «За здравье ваше в глотку нашу! Ешь, пей, пока рот свеж, завянет ни на кого не взглянет! » Дети мои – сын и дочь не обделены были моим вниманием. Много занималась с ними: вместе делали уроки, читали книжки, рисовали, просматривали диафильмы, водила в цирк и кукольный театр. Но при случае они с удовольствием слушали сказки бабы Нюры. Вернее сказать, сказка у нее была одна-единственная, а если еще точнее – ассорти из трех сказок: «Красной шапочки», «Колобка» и «Мальчика с пальчик». Ненужных на ее взгляд персонажей баба Нюра исключила.
Для начала рассказчица набивала цену. Пристанут дети: - Баба, расскажи сказку. - Какуя вам сказку? Про Машу-лупоглазку? - Нет, другую. - Какую другуя? Про Машу-голубую? - Про Мальчика с пальчик. - Ах, про Мальчика с пальчик, ну, слухайте. «Жили-были бабка с дедом, - начинала рассказчица – был у их Мальчик с пальчик, маленькай, вот такоеч-ка маленькай», - показывала она на некогда обрубленнный мизинец правой руки. «Пошел дед пахать пашню, вот бабка затомновала: «Хто деду обед отнесет?»» Далее Мальчик с пальчик, как и положено ему по сценарию, предлагал пойти в поле и унести обед. Бабка собирала еду в корзинку Красной шапочки и вручала ее Мальчику с пальчик: «Вот, внучок, отнеси дедушке горшочек маслица и пирожков». Мальчик с пальчик шел к деду через лес. Первым на его пути встречался Заяц из сказки «Колобок». Заяц не грозился Мальчику с пальчик, съесть его, что вполне логично, зайцы ведь травоядные. Подразнив зайца: - Заяц серый куды бегал? - В лес-дуброву, лыки драл. - Что украл?
Мальчик благополучно шел дальше . Тут на его пути возникала Лиса. Лиса бегала перед Мальчиком с пальчик, вихляла хвостом, нескромно хвасталась: - Я Лиса – при беседе краса! Бя, бя, бя, бя. - А я Мальчик с пальчик! – спокойно отвечал ей мальчик и шел дальше. Вскоре из-за деревьев выскакивал Волк. Он набрасывался на Мальчика с пальчик с угрозами, страшным голосом кричал: - Ау, ау–а! Я волк, сейчас я тебя съем! При этих словах, баба Нюра щекотала внуков. Приговаривала: - Сейчас съем, хоть скибочку* да откушу. Дети хохотали до слез, потом просили: - Рассказывай дальше. Мальчик прятался за деревьями, переодевался в шапочки: то синюю наденет, то красную, то зеленую. Маскируясь таким образом, он, наконец, добирался до деда, который пахал пашню. Дед жаловался Мальчику с пальчик: - Да милай ты мой, дитё, что ба я делал без тебя! Притомился я, отдохну малость. Дальше события развивались как в сказке-первоисточнике: Мальчик с пальчик пахал пашню. Баба Нюра сопровождала его работу песенкой: - Парень пашеньку пахал Да скарордер** барновал
Проезжавший мимо барин выпрашивал у деда Мальчика с пальчик за большие деньги для барыни. Мальчик с пальчик подмигивал деду: «Продай, меня, дедушка, я все равно убегу!» Добираясь до барыни, барин доставал из кармана платочек, в который завернул подарок и вручал его барыне. Мальчика с пальчик, разумеется не было, но барыня выясняла, что он там все же присутствовал, т.к. справил в платочек физиологическую потребность. Тут следовал гомерический смех. Если к этому добавить, что баба Нюра изображала ту барыню: нюхала платочек, затем чертыхалась и ругалась на Мальчика с пальчик к вящему удовольствию внуков, становится понятно, что больше всего привлекало детей в сказке бабы Нюры. Перед уходом в мир иной, согласно христианским канонам, Анна Ивановна раскаялась в дурном отношении ко мне, прося у Бога здравия для всех нас – ее детей и внуков.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.