Правила игры в русские шахматы:
Доска для игры традиционного размера: 8 на 8 клеток.
Фигуры русских шахмат отличаются от традиционных по названию, но правила их движения почти полностью тождественны.
Королю обычных шахмат здесь соответствует фигура Волхв,
Ферзю — Князь,
Ладье — Ратоборец,
Слон здесь называется Лучник,
Конь — Всадник,
Пешка — Ратник.
Изначальное расположение фигур на доске также не отличается от традиционных шахмат.
Ходят фигуры, совершают рокировку и взятие на проходе — так же, как и в обычных шахматах.
Правила мата, то есть главной цели игры — такие же.
Отличие русских шахмат от обычных:
До завершения партии ни одна из фигур-таврелей не убирается с доски.
Фигура, находящаяся под ударом, не удаляется, а «берется в плен», это выражается тем, что на нее ставится фигура соперника.
Фигуры могут передвигаться как на свободные поля, так и на занятые другой фигурой, причем как своей, так и противника.
Волхв не имеет право перемещаться или находиться на поле, атакованном фигурами противника.
Ратник, попавший в процессе игры на исходную горизонталь (для белых вторую, для черных седьмую), лишается права хода на две клетки.
Башни: образование, передвижение и разделение:
Если таврель перемещается на поле, на котором уже стоит другая таврель, независимо от ее цвета, в этом случае образуется башня, вверху которой находится башня, сделавшая последний ход; снизу же остается таврель, стоявшая на этом поле до нее.
Теоретически может образоваться башня из 31 таврели с Волхвом наверху.
На самого Волхва не может ставиться таврель. Правила передвижения башни обусловлены тем, какая таврель находится вверху.
При совершении хода башня может разделиться надвое в любой пропорции.
Превращение ратников:
Ратник, достигший последней горизонтали противника, может стать только той таврелью, за которой он стоял в начале партии.
Если ратник находился перед фигурой Волхва, он превращается в хелги, эта фигура может перемещаться одновременно как князь и как всадник.
Превращение ратника может быть осуществлено лишь в том случае, если он становится на поле превращения единственной фигурой, либо верхней в башне. Таврель при этом переворачивается нижней стороной с изображением соответствующей новой таврели. В случае взятия в плен превращенная таврель становится снова обычным ратником.
Запись партии осуществляется с помощью традиционной шахматной нотации со следующими специальными дополнениями:
х — означает образование башни
– — перемещение на свободные поля
(3) — деление башни (с указанием в скобках количества снятых сверху таврелей)