14 марта 1583 года указом царя Ивана Грозного был основан город Архангельск, северные морские ворота России
К 1583 году завершилась долгая Ливонская война, за 25 лет боев России удалось разгромить остатки Ливонского ордена и укрепиться на берегах Балтийского моря. Но война даже не на два, а на три фронта — со Швецией, Польшей и Крымским ханством — привела к тому, что как раз к 1583 году наша страна потеряла выход к Балтийскому морю.
Морские порты требовались как для удобной торговли русскими товарами, так и для выгодного транзита азиатских товаров в Европу и европейских в Азию. Благо Россия обладала такой удобной транспортной артерией, как Волга, по которой несколько веков назад было удобнее всего доставлять грузы в центр России и далее в страны Западной Европы.
Но для выгодной торговли со странами Запада требовался удобный морской порт. При этом, даже завоевав порты в Прибалтике, путь из России в богатейшие тогда страны Европы, в Голландию, Англию и Францию, оставался бы под контролем иных стран — Швеции и Дании, чьи флоты контролировали узкие проливы, соединяющие Балтику с Северным морем.
Поэтому правительство Ивана Грозного обратило особое внимание на совсем иной морской путь, издавна известный русским поморам. Он вел от устья Северной Двины через Белое море, вокруг всей Скандинавии к берегам Западной Европы. Путь этот был долгим и трудным, но зато не контролировался никакими иными странами.
Еще в самом начале царствования Ивана Грозного, в 1553 году, была установлена регулярная морская связь через Белое море с Европой. С тех пор английские и голландские купцы ежегодно приплывали к устью Северной Двины.
После неудачного завершения Ливонской войны в 1583 году стало понятно, что Белое море пока остается единственным подконтрольным Москве связующим звеном в морской торговле России со странами Запада. Поэтому срочно требовалось расширить и укрепить этот торговый центр.
И 14 марта (4 марта по старому стилю) 1583 года появился указ царя Ивана Грозного, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину-Злобину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на берегах Белого моря, возле устья Северной Двины, на мысе Пур-Наволок крепость: «Город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу…».
Указ прямо предписывал строить город «наспех», так как существовала угроза нападения шведов на русские центры торговли в Белом море. Новый укрепленный город создавался вокруг древнего Михаило-Архангельского монастыря. Этот монастырь, основанный еще в XII веке новгородским епископом, и дал имя новому городу — Архангельску. В 1419 году флотилия шведов и норвежцев сожгла русский монастырь, но вскоре он был восстановлен поморами и монахами на прежнем месте.
Присланные царем воеводы Нащокин и Волохов были опытными военачальниками, за годы Ливонской войны не раз участвовавшими в штурмах и осадах крепостей. Всего за один год они построили вокруг Михаило-Архангельского монастыря сильную крепость с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окруженную рвом. Помимо крепости, на двинском берегу построили удобную корабельную пристань, укрепив берег бревенчатыми срубами.
Через несколько лет по распоряжению царя в построенный город переселили 130 семей «из Двинских посадов и волостей». В 1596 году новое русское поселение на Двине впервые официально назвали Архангельским городом.
Помимо свободного морского пути в страны Запада, Архангельск по рекам удобно соединялся со странами Азии — приток Северной Двины речка Сухона почти вплотную подходила к притокам Волги, поэтому товарам из центра Азии по волжскому торговому пути было удобно попасть в Архангельск и далее морем на самый запад Европы.
Более чем на век, вплоть до основания Петербурга и присоединения Прибалтики царем Петром I, именно Архангельск оставался главным торговым портом России. Но и в дальнейшем архангельский порт сохранял свое значение.
Он сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны — уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл самый первый северный конвой, привезший купленное за границей остро необходимое стратегическое сырье для производства оружия. Всего же за 1941–1945 годы через Архангельский морской порт, несмотря на бомбежки гитлеровской авиации, прошло около 4 млн тонн грузов. От его причалов отправилось на фронт 1360 танков, 1300 самолетов и огромное количество иного оружия и оборудования.
Так основанный 14 марта 1583 года царем Иваном Грозным северный русский порт сыграл немалую роль в нашей Великой Победе.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.