Сдавала квартиру, занималась извозом. Зигзаги судьбы Раисы Рязановой
Помните, три героини сидят на крылечке дачного дома Тони, и Катя говорит ей: «Я вообще-то независтливая. А тебе – завидую. Ты – счастливая!». Большинство русских женщин, наверное, считали так же. И так же – завидовали, глядя на экран.
С самого начала Тоне везло больше Кати и Людки, вместе взятых. Все-то у нее шло как по маслу: приехала в столицу, нашла москвича – с дачей и хоть простеньким, но собственным автомобилем. Родила троих сыновей. Вместе с мужем работают (пусть на стройке, штукатурами), вместе ездят за город, солят-маринуют. Супруг хозяйственный, надежный... Что еще нужно для пресловутого женского счастья?
«Замуж тебе надо!.. Хотя с твоей должностью тебе совсем трудно будет. Если только министр какой холостой попадется. Мужики ведь не любят, когда баба выше их стоит»
Но это только в кино так гладко. В жизни у исполнительницы роли Тони – Раисы Рязановой – все складывалось по-другому. На первом месте – работа. Мужа нет. Сын – один. Актер...
К сожалению, многие годы артистку помнили исключительно по картине Меньшова, а в 1990-е – еще по роли рыжей тетки в рекламе стирального порошка, который в то время Раиса Ивановна даже не могла себе позволить.
Она ни на кого не обижается. Редкое качество присуще этой женщине – умение ставить себя на место других. И терпеть. Жизнь так часто подкидывала ей ситуации, когда терпение было единственно возможным выходом из них, что она научилась это делать блестяще.
Фильм «Москва слезам не верит» стал визитной карточкой практически для всех актеров, в нем снявшихся. Для Раисы Рязановой, и до этого имевшей в своем послужном списке главные, но не многими замеченные роли он мог стать и звездным билетом в большое, хорошее кино. Не стал...
«Людка, ты неисправимая! Хорошего мужика самой надо делать, а не готовым получать»
- Тогда за актерами еще немножечко подглядывали. Никому и в голову не могло прийти, что актриса из этого фильма может просто идти по улице, заскочить в магазин и купить колбасу за «два-двадцать».
После выхода картины «Москва слезам не верит» на экраны Раиса Ивановна много ездила со съемочной группой. Но только по стране. За границу брали исключительно Веру Алентову и Ирину Муравьеву.
- Трудно сказать, почему так получилось. Они ездили и в социалистические, и в капстраны. Говорили, то были коммерческие показы, на которые брали главных... Наверное, только я думаю, что все три героини – главные, а на самом деле все не так?.. Может, было другое, более просто объяснение. Помню, однажды встретила знакомого, а он мне вдруг говорит: «Ой, я про тебя совсем забыл»...
«Забыли» Раису Рязанову, и когда встал вопрос о присуждении актерам фильма Государственной премии. Сначала решили дать только Вере Алентовой и Алексею Баталову. Подумали-подумали – стали отстаивать Ирину Муравьеву. Потом кто-то «вспомнил»: ну как же, «девушек» ведь по сюжету – три! Однако и тут нашлись те, кто говорил, что Тося вроде как и не главная...
- А убери Тосю – и не будет фильма. Не потому, что я такая гениальная. Тося – контраст Людки и Кати. На фоне ее благополучия просматривается весь трепет их судеб. Но вот меня как бы притянули за уши в эту премию. Более того, Вере и Ире сразу дали «заслуженную». А мне только через много лет...
В 1990-е Раисе Ивановне приходилось сдавать квартиру рядом с Домом кино на Белорусской. У сына тогда что-то не заладилось в семье – и они жили вместе на Дмитровском шоссе, возле гостиницы «Молодежная». Актриса приезжала в квартиру, чтобы показать ее потенциальным арендаторам. Ходила, что-то подтирала, прибирала. «Были люди, смотрели, но сейчас такой выбор! Такие квартиры!» – огорчалась Рязанова.
... Мы сидели в скромной квартире Раисы Ивановны, где не было ни шикарного ремонта, ни импортной мебели, ни картин модных художников на стенах. Пили кофе по-походному. Актриса оставила немного посуды, сахар – в бутылке из-под «Спрайта»...
Рассказывая, Рязанова закурила, хотя ни в разговоре, ни тем более внешне старалась не показывать, что ей больно говорить о такой жизни. Не жаловалась, не говорила многозначительно и как бы отстраненно: «режиссеры не замечают актеров»... Более того, внешне-то у нее как раз все было замечательно: ездила хоть и на старенькой, но все-таки «Ауди». Но можно было только догадываться, что еще, кроме сдачи квартиры, ей приходилось предпринимать для того, чтобы безбедно существовать, помогать сыну и его семье...
В те годы, когда кинопроизводство в стране резко упало и даже самые преуспевающие актеры почувствовали, почем фунт лиха, Рязанова вынуждена была банально садиться за баранку и зарабатывать на хлеб с маслом. Было противно от постоянного собственного вранья. Ее узнавали. Она отнекивалась, говорила, что это только кажется, что она похожа на актрису, отводила глаза. А потом просто испугалась, что за этими нелепыми, случайными разговорами в машине ненароком куда-нибудь врежется. И бросила это занятие.
Ей хватило уже одной аварии, когда однажды поздно вечером она решила отвезти внука и на полной скорости въехала в стоящий грузовик с выключенными фарами... В это время дома ее ждал сценарий 26-серийного телефильма Тиграна Кеосаяна «Дела семейные. Дела смешные». Отснявшись в котором она пришла домой и всю ночь прорыдала в подушку. Так было жалко, что работа закончилась. Когда еще будет следующая?..
«Слушай, Катерин, может, ты оставила бы свою гордость да сама б к нему съездила?»
Когда женщина способна прорыдать всю ночь из-за работы, можно предположить, что из-за неурядиц в личной жизни она и вовсе устраивает истерики и поплакать лишний раз не стоит для нее ровным счетом ничего. Раиса Ивановна старается не хлюпать. Чего слезы лить, если замуж она вышла еще студенткой ГИТИСа, студенткой же развелась и больше этот «хомут» себе на шею не надевала. И уж тем более не рыдала по этому поводу.
- После развода мы еще какое-то время жили с мужем в одной квартире. Возвращаемся из загса на троллейбусе, и он вдруг спрашивает: «Ну, что берем-то? Обмыть же надо!». Он потом лет десять не женился. И долго злился. «Тебе скоро 50 (это тогда еще!), а ты все принца ждешь? Хочешь, чтобы я пришел к тебе с букетом в зубах и с шампанским? Не будет этого!» «И не надо, - отвечала я. – Другого – не надо!»
Не тяжело ли все одной тянуть, спрашивала я тогда актрису. Она мялась, отвечала: не тяжело. Хотя по глазам было видно: не так. Или не совсем так. Была помоложе – моталась по гастролям: в одной руке чемодан с вещами и пеленками, в другой – малолетний ребенок. Мне кажется, он просто не знает: каково это – с мужем. Может, он зарабатывал бы и ей не пришлось сниматься в рекламе, сдавать квартиру, озвучивать маму «Дикой Розы», заниматься извозом. А если бы не зарабатывал?..
Но просить она не любит. Поэтому, ни на кого не надеясь, зарабатывает сама. Больших ролей, конечно, уже не предлагают, но если попадаются маленькие, то просто - как подарок судьбы: «Му-му» (после рекламы стирального порошка Юрий Грымов специально для Рязановой написал роль), «Барышня-крестьянка»...
- Иногда, правда, сразу говорят: денег мало.
- И на них невозможно прожить?
- Ну что вы! Нет, конечно. Но я все равно соглашаюсь.
- Так хочется работать?
- Очень! Оч-чень!..
Полвека назад Раиса Рязанова дебютировала с главной ролью в картине «Гуля Королева». Сегодня в фильмографии актрисы больше 200 работ в кино и на телевидении, она снимается в сериалах, играет в «Табакерке». А в 2005 году ей наконец-то было присвоено звание народной артистки России. Хотя по-настоящему народной она стала давным-давно.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.