Поголовное лицензирование разливной слабоалкогольной продукции чиновники объясняют следующим. Под видом пива и других напитков в России нечистые на руку производители продают копеечные коктейли — смесь спирта, воды и красителей. То есть обманывают покупателей, торгуя товаром, не отличающимся благородным вкусом.
На первый взгляд отличная инициатива. Точки разлива слабоалкогольных напитков можно найти в каждом втором гастрономе. Их владельцы, как правило, не имеют отношения к магазину — они лишь арендуют площадь. Обычно это индивидуальные предприниматели, на которых не распространяются организационно-правовые нормы. Крепкий алкоголь могут продавать только юридические лица, а то, что ниже девяти градусов, можно варить в подвале, не беспокоясь о правовом статусе.
Для продажи такого алкоголя не нужны кассовые аппараты — юридические коллизии, то есть несоответствие различных законов, позволяют устраниться от такой обязанности. Этим, как полагают чиновники, пользуются недобросовестные пивовары, число которых растет с каждым днем.
Очевидно, что законодательный проект создает угрозу исчезновения крафтовых пивоварен, которые продают ячменный напиток в разлив. Ужесточение регулирования может привести их к финансовому краху, поскольку придется не только получать лицензию, но и маркировать каждую бутылку. Более того, они будут ответственны за пожарную безопасность торговых точек.
Попробуем разобраться, что такое крафтовое пиво. В принципе обычная «разливуха». В советские времена продавец разливного пива по уровню уважения приравнивался к участковому.
Он готовил коктейль из поступившего товара и обыкновенной воды, а выручку за проданное сверх норматива пиво забирал себе. С одной стороны, можно понять: чтобы получить такую должность, необходимо было обеспечить финансовым вознаграждением соответствующих чиновников. С другой стороны, бывали случаи, когда после года работы в пивной рознице люди покупали себе престижные «Жигули» или даже кооперативную квартиру.
Теперь такого себе не позволишь. Крафтовое пиво разливается из специальных кегов (металлических бочек) и продается в пластмассовой таре. Это служит некоей гарантией, что напиток свежий и без инородных примесей. В случае возникновения проблем со здоровьем претензии можно адресовать пивоварне и не браниться со стоящим за прилавком торговцем.
Впрочем, по словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, сегмент крафтового пива в России невелик — около 1% от общего рынка. При правильном регулировании его доля могла бы вырасти на порядок. «Требования лежат в русле мировых тенденций. Если под видом пива продают коктейль из спирта, воды и красителей, то надо проверить, используется ли процесс брожения, красители и спирт», — отмечает он.
Однако новые законодательные инициативы не должны вынуждать торговцев тратить дополнительные средства. В том числе на пожарную безопасность и площадь производства. За аренду площади они платят, а пожарная безопасность их не должна касаться — это прерогатива владельцев магазинов.
Тем не менее Россия, вводя подобные законы, держится в мировом тренде. «В Европе исчезло огромное количество мелких пивоварен, история которых достигала не только десятков, но и сотен лет. Надо ли нам придерживаться этого русла — большой вопрос, ведь также могут пострадать и рестораны, которые предлагают клиентам именно разливное», — констатирует Сигал.
Понятно, что на пивной рынок исчезновение крафтовых производителей не повлияет. Их доля на рынке — капля в море. Правда, капля довольно вкусная и любимая почитателями произведенного фактически вручную пенного напитка. Несмотря на падение потребления пива в России, только в 2017 году было открыто около пятидесяти крафтовых пивоварен. Теперь на большинство из них можно будет наклеить запомнившуюся с советских времен вывеску «пива нет».