Прокурорские проверки не спасут ваших детей. Как на самом деле устроена система пожарной безопасности
В том, что во время пожара ничего не работает, виноваты лень и желание сэкономить.
После трагедии в Кемерово прокуратура и МЧС начали проверку всех торговых центров страны. Но это не значит, что после этого в ТЦ станет безопасно. Скорее всего, проверка приведет к временным улучшениям, а потом опять все станет как обычно.
Руководитель одной из компаний, обслуживающих противопожарные системы в Екатеринбурге, на условиях анонимности объяснил Порталу 66.ru, почему инспекторские проверки малоэффективны, кто в ответе за запертые двери и как устроена противопожарная система в любом торговом центре.
Что защищает торговый центр от пожара
Современные здания проектируют и строят по противопожарным правилам. Планировка внутри такая, что рядом с обычными помещениями есть коридоры и лестницы для эвакуации. Их пол, потолок и стены должны быть не горючими, а внутри — пусто.
Во всех зданиях есть пожарная сигнализация. Она бывает автоматической и ручной. За автоматическую отвечают датчики дыма и тепла, они находятся на потолке и при задымлении или повышении температуры срабатывают. Ручная сигнализация — это красные кнопки. Они обычно располагаются у выходов и рассчитаны на то, что человек видит огонь, бежит к выходу и по пути нажимает аварийную кнопку.
Как только сработала сигнализация, включается оповещение: «Пожарная тревога. Покиньте помещение». Затем начинают работать дымоудалители. Вентилятор высасывает задымленный воздух из помещения, чтобы люди смогли убежать из опасной зоны. Вместе с ними запускается компенсатор давления, без него сложно открыть дверь наружу из комнаты, откуда мощный вентилятор выкачивает дым.
От горячей температуры плавятся пломбы оросителей. Над ними находится паутина труб, где всегда есть вода. Все, что есть в трубах, через оросители выливается, а потом в трубы подается новая вода.
Лифты сами опускаются на посадочный (обычно — первый) этаж, их двери открываются и они никуда не едут. Эскалаторы останавливаются. Перестает работать система кондиционирования, чтобы не раздувать пламя. Автоматически открываются эвакуационные двери на магнитных замках.
Сотрудники торгового центра организовывают эвакуацию. Специально для этого они раз в полгода проходят обучение. Все спаслись, все хорошо.
Что может пойти не так?
Идеально все работает, только когда объект сдают перед эксплуатацией. Новые датчики не подводят, только что пропитанный антигорючей жидкостью ковролин отталкивает пламя, а вода льется из шлангов. Обычно департамент строительного надзора Свердловской области за сдачей объекта внимательно следит и тратит целый день на то, чтобы в бою опробовать новые системы: дымят под датчиками, включают оросители, замеряют напор воды в шланге.
Но с момента сдачи здания в эксплуатацию противопожарная система начинает разваливаться. В ТЦ заселяются арендаторы и при отделке ломают пожарные датчики. Провайдеры тянут интернет в тех же местах и повреждают кабели. От влажности или перепада температур ослабевает и исчезает сигнал на соединении тонких медных проводов. Уборщица вымывает негорючую пропитку с пола.
Все это — нормально. Законодательством предусмотрено решение всех проблем.
Кто отвечает за пожарную тревогу?
За всю автоматику отвечает лицензированная компания, назовем ее «Антифаер». Ее нанимает владелец здания. Специалист «Антифаера» должен раз в месяц приезжать, проверять всю систему, и если что-то не так, ремонтировать. Он обходит торговый центр, проверяет пульт управления на пожарном посту, на нем отображено состояние всех элементов: датчики, оросители, громкоговорители. Техника показывает статус всего: включены ли пожарные шланги и горит ли вывеска с бегущим зеленым человечком на втором этаже в конце коридора.
Иногда перед открытием торгового центра он запускает пожарную сигнализацию и следит за тем, как все работает. Какие-то поломки можно сразу устранить. Если нужна замена деталей, специалист сообщает в офис, те выставляют счет собственнику, и после оплаты специалист «Антифаера» заменяет оборудование.
Кто отвечает за запертые двери?
Но специалисты-технари контролируют только автоматику. За двери отвечает управляющая компания здания. Двери на эвакуационных выходах могут быть:
1. открытые; 2. закрытые, но рядом кнопка разблокировки; 3. закрытые, но автоматически открывающиеся при включении пожарной тревоги; 4. с внешней стороны закрытые, открывающиеся только с внутренней стороны, откуда будут бежать люди.
Если дверь заперта навесным замком или обычным ключом — это вина администрации ТЦ и его управляющей компании. Запрещено закрывать эвакуационную дверь без возможности открыть ее изнутри, блокировать выход хламом или превращать эвакуационный проход в склад. На практике администрация закрывает выход намертво из желания сэкономить на охране, а мусор не выносит из-за лени.
Кто виноват в нарушениях?
Сбои случаются на разных этапах. Например, специалист «Антифаера» может приехать в ТЦ, но, вместо того чтобы проверять автоматику, залипнет в телефоне. Проблема в том, что его работа не имеет видимого результата. Человеку надоедает раз за разом проверять систему, которая, возможно, при его жизни никогда не сработает. Если он не сделает какую-то проверочную операцию, его не поймают. Работник с настроем «за зарплату потратить минимум энергии» вполне может обмануть начальника. Дело не в злом умысле, а в обычной лени. Серьезные поломки быстро раскрываются, но мелкие неисправности легко скрывать от неспециалистов – владельцев здания и не устранять месяцами.
Даже если сотрудник «Антифаера» работает добросовестно, владелец здания может вместо счета на датчики оплатить ремонт лифтов или водопровода. То есть система стоит неисправная и ждет поступления запчастей. Наконец, сам владелец может нанять вместо компании с жестким контролем качества через фото и видео с ценником в 40 000 рублей в месяц каких-нибудь ребят, которые за 800 рублей будут приносить бумажки, ничего не проверяя.
Помогают ли проверки?
Раз в три года приходит инспектор государственного пожарного надзора. Дата его прихода известна. К этому времени владелец освобождает все выходы, открывает двери, а специалист «Антифаера» подчищает все проблемы. Инспектор осматривает торговый центр, составляет список замечаний. Если владелец не устранит неисправности, теоретически торговый центр можно закрыть, но на практике такое почти не случается.
Проверить торговый центр могут и спонтанно — по жалобе любого человека в прокуратуру. Но прокуратура фильтрует часть жалоб, чтобы проверки не использовались для мести конкурентов. Таким образом, инспекция может разово проверить и поправить ситуацию. Системного решения для борьбы с человеческой ленью и безответственностью нет.
Что случилось в Кемерово?
Пожар в Кемерово — это ужасное комплексное нарушение. На записях видно, что не сработала сигнализация, не встали эскалаторы. Еще хуже — не включились оповещение и дымоудалители. Если бы автоматика работала, люди теоретически могли бы продержаться до прибытия спасателей в закрытом помещении. Но самое чудовищное — запертая наглухо дверь из кинозала. При отказе автоматики открытый путь эвакуации дал бы шанс людям на спасение. Наконец, все могло быть плохо, но персонал мог быстро сориентироваться и открыть дверь. Но все, что могло пойти не так, пошло не так.
Лично я не верю в версию «охранник отключил сигнализацию». В Екатеринбурге на посту охраны в любом торговом центре есть камеры видеонаблюдения, по ним видно, что происходит. У охранника есть связь по рации с коллегами. Отключить сигнализацию объекта не так-то просто. Маловероятно, что охранник оказался достаточно компетентным, чтобы сделать это и при этом не догадаться выяснить по камерам или при помощи коллег, что в действительности происходит. Кроме того, вся система работает, как черный ящик, записывая любые действия. Охранник понимает свою ответственность.
Сейчас прокуроры начали проверку всех торговых центров. Что-то обязательно найдут. Кое-где нарушений так много, что за короткие сроки все не устранить. Но проверкой проблему халатности не решить. Владельцы зданий должны изменить подход к обслуживанию противопожарной автоматики и эвакуационных проходов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Сотрудников ФСБ и МВД просят пересмотреть регламент безопасности в российских учебных заведениях. После трагедии в Кемерово пользователи социальных сетей обратили внимание на Положение о пропускном режиме в школах, в котором сказано, что «все запасные выходы должны быть закрыты и опечатаны». Изучив документ, который практически слово в слово повторяется на сайтах российских школ, авторы постов приходят к выводу, что в случае серьезного ЧП их дети могут оказаться в ловушке.
Вот только несколько типичных комментариев:
«Успеют ли учителя найти ключи и снять пломбы с опечатанных дверей?» «Антитеррористические меры — это, конечно, хорошо, но стоит ли ради этого замуровывать наших детей?» «Пока спастись в российских школах и детских садах шансов мало». Так, к примеру, выглядит фрагмент из «Положения о внутриобъектовом и пропускном режимах», опубликованный на официальном сайте московской школы № 1498.
спасение утопающих - дело рук самих утопающих. на Бога надейся, но сам не плошай. учите детей, что в случае пожара можно и школьное имущество повредить. можно стулом выбить окно на первом этаже и прыгать всей оравой
 — У нас в школе, когда я учился, одна из двух лестниц, ведущих с третьего этажа, была заперта при помощи швабры, которую вставляли между ручек. Чтобы дети «не шастали там». Когда в школу приезжали всякие комиссии, лестницу открывали. Это я к тому, что проверка в России обеспечивает соблюдение правил безопасности только в день проверки. А каждый день никакое МЧС не на проверяется.
По моему производственные нормы и требования ПБ гораздо суровее и проверяются соответственно. Ведь для таких больших площадей необходим огромный пожарный резервуар с автономной системой пожаротушения. В ТЦ Зимняя вишня был бассейн, который мог бы использоваться при умном человеке - тех директоре или управляющем. Но там были крысы и мерзавцы, которым нужно только бабло.
Эффективную систему пож.без. я наблюдал только на кораблях, когда служил, но там это достигается еженедельными ЖИВЫМИ проверками. Дежурный пойдёт, бросит дымовуху в любое помещение(а их там сотни!), срабатывает тревога, ни хрена не учебная!!! ну и т.д. Гражданские системы безопасности (любые) - дырявые по всем причинам, тут и коррупция и разгильдяйство и невозможность отследить исправность оборудования в огромном здании
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]