Проблемы с моря. Как сберечь экологию вокруг портов?
Расширенное межведомственное совещание по вопросам экологической безопасности на территории морских портов страны прошло в Министерстве природы и экологии РФ.
На встрече присутствовали руководители крупных стивидорных компаний, занимающихся перевалкой угля. «Если к 2020 году не перейдёте на наилучшие доступные технологии — будем вынуждены приостановить деятельность. Результатом совещания должно стать понимание цели — перейти в максимально сжатые сроки на закрытую перевалку угля, снизить негативное воздействие», — предупредил портовиков глава ведомства Дмитрий Кобылкин.
Возможно ли кардинально изменить ситуацию за оставшиеся два года, насколько целесообразен переход на «закрытую перевалку», какие существуют эффективные способы борьбы с пылением и возможно ли достичь нулевого уровня выбросов загрязняющих веществ, обо всем этом АиФ.ru рассказал Василий Богословский, почётный полярник, почётный работник морского и речного флота, генеральный директор Международного экологического фонда «Чистые моря», который уже много лет занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха в портовых городах.
АиФ.ru: Какие сегодня важные вопросы решаются в данной отрасли?
Василий Богословский: Практика показала, что проблема «чёрного налёта на подоконниках» местных жителей — проблема комплексная и не является исключительной ответственностью стивидоров, занимающихся перевалкой пылящих грузов. В поисках виновника, общественное мнение часто забывает про значительный «вклад» в загрязнение населенных пунктов от мазутных котельных и транспорта. Это неоднократно подтверждали исследования наших экологов в различных портовых городах. К тому же не стоит забывать, что анализ атмосферного воздуха на сегодняшний момент позволяет вычислить концентрацию взвешенных веществ, но вот какую часть составляет именно угольная пыль — определить пока не удавалось. Сегодня мы работаем над решением этой задачи с учёными Дальневосточного Федерального Университета, в котором есть уникальный прибор, способный выделить угольную пыль из общей массы.
Хочу отметить, что мы не новички в морской экологии. В настоящий момент в нашем профессиональном портфеле — 25 портов, расположенных на территории Российской Федерации. Это и проектируемые, и строящиеся, и функционирующие объекты. В целом можно смело сказать, что мы знаем об экологии портов всё, или почти всё.
Полтора года назад мальчик из Находки озвучил проблему угольной пыли во время прямой линии с президентом России. Тогда же и появилось поручение проработать вопрос установления требований к оборудованию морских терминалов, используемых для перевалки пылящих грузов. Возможно, для жителей той же Находки, это пока не очевидно, но хочу отметить, что за прошедшее время ситуация изменилась кардинально.
— В какую сторону?
— Ситуация в борьбе с загрязнителями изменилась в лучшую сторону. Основными участниками этой истории проделана огромная работа. С одной стороны, Росприроднадзор многократно усилил контроль за соблюдением требований экологической безопасности на морских терминалах. Ежедневно, без выходных и праздников проводятся рейдовые мероприятия и мониторинг. Процесс перегрузки угля и применение систем пылеподавления почти на всех угольных терминалах — теперь круглосуточно в онлайн режиме под неусыпным оком инспекторов.
Я совершенно точно знаю, что в поисках эффективных решений в борьбе с пылением, стивидоры объездили ведущие порты мира. Наши специалисты-экологи помогали анализировать и адаптировать наилучшие практики в области экологической безопасности к российским реалиям.
Кстати, все эти инициативы начались задолго до начала формирования официального информационно-технического справочника НДТ. Так что технологии, которые еще только вносятся в документ, уже давно успешно применяются на практике портовиками. Более того, некоторые особо ответственные и экологически ориентированные стивидоры уже могут гордиться весьма красноречивыми показателями. Как, например, Мурманскому торговому порту всего за несколько лет удалось добиться снижения выбросов загрязняющих веществ в 4 раза.
— То есть решение проблемы пыления существует? Возможно добиться нулевого уровня загрязнения при перевалке сыпучих грузов в морских портах?
— Выход, как известно, можно найти из любой ситуации. Даже в борьбе с угольной пылью. Сегодня в арсенале портовиков действительно есть современные и проверенные методы снижения пыления — внедрение наилучших доступных технологий — НДТ. Это, в первую очередь: пыле-ветрозащитные экраны; туманообразующие пушки; мощная уборочная техника; зеленые буферные зоны и другое оборудование. Как профессиональные морские экологи, мы считаем, что применение указанных технологий обеспечивает эффективность снижения пыления от 60 до 98%. Заявленный процент эффективности возрастает прямо пропорционально количеству примененных технологий, но при условии их профессионального применения.
За текущий год экологический Фонд «Чистые моря» провел оценку эффективности природоохранных мероприятий (реализованных и планируемых) в 5-и угольных портах. И мы, в очередной раз, убедились, что стивидоры, даже работающие с сыпучими грузами вблизи населенных пунктов, способны быть экологически безопасными. Жаль, желание такое есть пока не у всех.
Что касается ужесточения ответственности стивидоров-нарушителей, необходимость которой неоднократно подчеркивалась в ходе межведомственного совещания в Минприроды. Вероятно, расчет сделан на создание дополнительного механизма стимулирования стивидоров для скорейшего перехода на новые технические условия работы. Федеральными органами исполнительной власти уже направлено на согласование несколько проектов таких «мотивирующих» инициатив. В том числе, предложение внести каменноугольную пыль в перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, а также усилить наказание за повторные нарушения природоохранного и санитарного законодательства РФ.
— Вы лично — сторонник ужесточающих мер? Насколько они действенны?
— Вопрос непростой. С одной стороны, нельзя отрицать, что эти меры работают. К примеру, за полтора года, с момента выхода поручения президента 10 стивидорными компаниями Находки, заключившими соглашения, на сегодняшний день приобретены 57 систем пылеподавления и установлено почти 3-и километра пылеветрозащитных экранов. Активно устанавливаются габаритные подпорные стенки для угольных складов, защитные пологи — для предотвращения загрязнения акватории моря при погрузке угля на суда. Заказано новое оборудование на сотни миллионов рублей.
С другой стороны, издавать новые запрещающие законы — оказывается, не всегда экономически выгодно и целесообразно. В 2014 году глава региона одним росчерком пера запретил строительство современных высокотехнологичных специализированных терминалов по перевалке пылящих навалочных грузов без применения оборудования герметичного типа. Заметьте — даже не закрытого, а герметичного! При этом деятельность существующих портов, построенных по технологиям прошлого века, никак не ограничивалась новым распоряжением. На этом фоне рост добычи угля, как и увеличение объемов его транспортировки через морские терминалы стремительно продолжался. Что мы получили в итоге?
За счет одного из принятых в Приморье законов была заблокирована реализация новых проектов — таких, как порты Суходол, Вера и т.д. Сумма недополученных инвестиций в экономику страны исчисляется сотнями миллионов рублей! В разы увеличилась экологическая нагрузка на населенные пункты, расположенные вблизи портов, вынужденных увеличивать перевалку на имеющихся мощностях и устаревшем оборудовании. И, хотя на федеральном уровне этот нормативный акт не был принят, он по-прежнему действует в Приморском крае.
Ещё один практический пример лишь подтверждает, что необходимо быть очень аккуратными в вопросах нормотворчества, чтобы избежать казусов, подобных тому, что произошел не так давно в Находке. Транспортная прокуратура, руководствуясь ст.30 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», обязала нескольких стивидоров при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углём проводить мероприятия по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но при всём своем желании и ответственности, на практике портовики не могут исполнить это требование. По нескольким причинам. Во-первых, они не понимают, как это сделать, так как порядка и механизма организации работ по обезвреживанию выбросов для предприятий, осуществляющих перевалку угля в морских портах, не существует в российском законодательстве. Во-вторых, вероятнее всего, 20 лет назад норма писалась с расчетом на то, что выбросы, подлежащие улавливанию, утилизации и обезвреживанию, — являются организованными источниками — проще говоря, выходят через трубу. В проекции на угольную пыль (неорганизованный источник выброса) данная норма не может применяться — ну невозможно надеть на огромную территорию, занятую под перевалку каменного угля, фильтр (как в случае с трубой). И, в-третьих, это человеческий фактор. Все-таки читать нормы закона необходимо осмысленно, а если недостаточно знаний об особенностях технологического процесса — всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.
Конечно, ситуация поправима. И мы, кстати, уже даже разработали эту методику планирования и осуществления мероприятий по улавливанию, обезвреживанию и утилизации выбросов угольной пыли при перевалке угля. Но нужно время, чтобы ее апробировать, скорректировать и внедрить. Это так же, как невозможно в один миг выстроить защитную стену, построить очистные сооружения и обновить все оборудование в порту. Если угольная пыль не исчезла с подоконников жителей Находки одномоментно после поручения президента, это, отнюдь, не означает бездействие экологически ответственных портовиков — тех, кто планирует работать в регионе и дальше. Мы знаем ситуацию изнутри. Большинство предприятий, осуществляющих перевалку угля, отдают себе отчет и осознают необходимость принятия мер экологической безопасности. И на это тоже нужно время. Чтобы выявить, провести исследования, рассчитать максимально эффективное применение НДТ, закупить и установить оборудование.
Подводя итоги, считаю важным отметить вот что. С учётом прогнозирования увеличения экспорта угля до 200 миллионов тонн — потребуются новые портовые мощности, соответствие которых всем природоохранным нормам и требованиям должны быть однозначно соблюдены.
На сегодняшний день для этого есть механизмы, есть технологии, есть практические результаты с максимальной эффективностью, есть желание и возможности свести уровень загрязнения при перевалке сыпучих грузов к нулю. Думаю, такой арсенал поможет справиться с поставленной задачей — максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, проживающего вблизи действующих морских портов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.