Призрачный паспорт. Почему русские не могут получить гражданство России?
История русской семьи, оказавшейся перед распадом СССР в Узбекистане — тогда союзной республике, а теперь — независимом государстве. И уже несколько лет их дочь, получившая здесь образование, тщетно пытается стать гражданкой России.
Была в своё время в газетах Советского Союза такая рубрика — «письмо позвало в дорогу». Читатель пишет, редакция отправляет корреспондента, тот разбирается на месте. Можно сказать, в этом случае произошло примерно так же. На электронную почту «АиФ» пришло послание от русских по национальности жителей Республики Узбекистан, пожилых супругов Морозовых. Сообщали они совершенно удивительную вещь. Их 25-летняя дочь Полина получила высшее образование в России, устроилась на работу у нас же, и с 2012 года тщетно пытается получить гражданство РФ, а ей отказывают под различными предлогами. Честно говоря, я сначала даже и не поверил. Как такое в принципе может быть? Ведь чиновники на всех уровнях без устали говорят о важности роста в стране населения, чтобы оно не шло на убыль. Для граждан бывшего Советского Союза действует специальная программа упрощённого предоставления гражданства. Украинцы тоже могут по совершенно лёгкой схеме получить российский паспорт. А тут русскому человеку, переехавшему жить и работать в Россию, отказывают в желании стать гражданином РФ? Нет, скорее всего, это фантастика. Произошла какая-то ошибка.
— Да если бы фантастика, — горько усмехается инженер Владимир Морозов, раскладывая передо мной копии документов внутри кафе в центре Ташкента. — Мы куда только не обращались. И президенту России на прямую линию неоднократно пытались дозвониться, и в МВД РФ писали объяснения — бесполезно. А ведь у меня все свидетельства в наличии — и я с женой, и мои родители рождены в РСФСР, наши предки родом из Саратовской области мой дед погиб на Великой Отечественной войне, в сорок первом под Можайском — я даже копию похоронки с фронта к обращению прикладывал. Но нет, мы получаем сухие отписки — всё делается по закону, ваша дочь родилась в 1992 году, уже после распада СССР, и должна подавать на гражданство на общих основаниях. Она бы и рада, но у неё не принимают документы — мол, мало ещё в России прожила, надо семь лет. Правда, даже в этом случае гражданства ей не гарантируют.
Морозовы. Фото: Из личного архива
25-летней Полине Морозовой из Ташкента уже приходилось продлять вид на жительство, и (обратите на это особое внимание) — сдавать экзамен (причём, платный!) на знание русского языка. Представляете? Русскому человеку необходимо всерьёз доказывать, что он знает родной с младенчества язык, вместе с гастарбайтерами из республик Средней Азии. Абсолютно не имеем ничего против иностранной рабочей силы, но уровень владения государственным языком РФ «гостей-рабочих» мы все прекрасно знаем. Тем не менее, получается, мы ставим в один ряд с ними тех русских по национальности, которые не по своей воле оказались за рубежами России после краха СССР.
Наши чиновники умеют «толкать» правильные лозунги о поддержке русской общины в СНГ и «русском мире», но едва доходит до конкретики, чтобы помочь отдельной личности — они моментально становятся глухи и слепы. Возьмите талончик. Сидите в очереди. Сдавайте экзамен. Нет, не положено. Механический ответ, словно у машины. Отнестись к одному человеку просто по-человечески — да, такого у нас быть не может.
— Переехав в Россию я, конечно, подобного не ожидала, — признаётся Полина Морозова. — Что буду ходить, стучаться во все двери и просить паспорт РФ, а со мной не станут разговаривать. Мои родители на пенсии, зарплата у меня небольшая, мы платим огромные суммы за оформление документов в ФМС. Мне крайне трудно было устроиться на работу — я же гражданка другой страны, с меня требуется куча бумаг и дополнительные условия. Хорошее место с такими проблемами не найдёшь. Я обиваю пороги, прихожу на приём к чиновникам, и слышу одно и то же — оснований получить гражданство у меня пока нет. Ну да, мой прадед погиб за Родину, мои дед и бабушка, мои родители всю жизнь работали на СССР, но у меня не было советского паспорта, и я для России не гожусь. Мой случай не единственный — я знаю и других таких людей.
Полина Морозова. Фото: Из личного архива
Опаздываю на работу, еду на такси — водитель из Узбекистана, не очень хорошо, но сносно знает русский. «А вы здесь уже живёте?». (гордо) «Э, брат, российский мой гражданство, у меня и паспорт есть!». Вот замечательная ситуация. Как бить себя в грудь по телевизору о защите «русского мира», так у нас в государстве все политики первые. А чтобы помочь конкретным людям, русским по национальности, мечтающим о российском подданстве — нет, никому же неинтересно. Ни Явлинскому, ни Жириновскому, ни Собчак — кандидаты в президенты России заняты самолюбованием перед выборами, а не решением проблем «маленьких людей».
Я прошу считать этот текст обращением в МВД РФ от ИД «Аргументы и Факты» с просьбой попробовать разобрать вопрос Полины Морозовой. В своё время, во время командировки в Иерусалим мне сказали такую поговорку — «Если ты спас одного человека, ты спас мир». Давайте просто возьмём и поможем отдельно взятому русскому человеку стать гражданином РФ.
Иначе, простите, для чего вообще тогда работают наши чиновники?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Апеллировать не к Президенту надо, (он ВСЕМ что ли лично САМ должен руководить?), а к председателю Комитета Госдумы В.Никонову, возглавляющему фонд "Русский Мир".