Превышение полномочий: почему охрана в магазинах все чаще лезет в драку
В одном из столичных супермаркетов охранники жестоко избили покупателей. Молодых людей заподозрили в краже. К слову, случилось это, когда группа уже вышла из супермаркета. Их силой затащили обратно, и началось разбирательство. В ход пошли кулаки.
Двое с интересом наблюдают, еще один держит жертву, последняя пара в униформе отрабатывает неплохо поставленный удар. Сотрудница на кассе как будто ничего не замечает. То ли в магазине такая мизансцена — каждый скучный вторник, то ли этих бойцов боятся даже свои.
"Молодые люди кричали: "Давайте, мы будем просто мирно ждать, не трогайте нас!" Охранники просто не реагировали. Один из них начинал зверски налетать на парней и избивать их ногами, руками. Даже что-то сломали там, стол какой-то", — рассказывает Ольга, которой довелось стать свидетельницей ЧП.
По словам других покупателей, это у местной охраны такой способ борьбы с мелкими воришками. Сами ЧОПовцы не без гордости добавляют: в этот раз никто ничего украсть не сумел. Но хотели. За что и получили травмы различной степени тяжести.
"Они хотели украсть спиртное, алкоголь. Охранник, который здесь стоял, их заметил и побежал за ними. Нас тоже вызвал. Мы бросили свои посты, побежали за ним. Они оказали сопротивление, мы вынуждены были применить силу", — объясняет сотрудник ЧОП.
Охранники сетевых супермаркетов "вынуждены" применять силу с незавидной регулярностью. Вот, например, восток Москвы, осень 2018 года. Сначала захват, затем добивание лежачего, а под конец гнев праведника: здесь, мол, по-другому не принято.
"Ни в коем случае частный охранник не имеет права задерживать, преследовать человека, а тем более применять специальные средства, как то: дубинки, наручники. Это ему запрещено. После того как он факт выявил, он только может вызвать сотрудников полиции", — комментирует ситуацию юрист, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов.
О том, что сотрудники ЧОПов, мягко говоря, превышают полномочия, догадаться можно и без комментария эксперта. Но случаи, как известно, бывают разные. На кадрах из подмосковного Чехова человека в так называемой горке как раз пытается задержать женщина. Не выдерживает оскорблений и получает по лицу уже от покупателя.
Или вот снова столица, нынешний вторник. Расхитителей колбасы на первый раз просто запомнили. На второй, когда те мимо кассы пронесли уже вино, дверь закрыли на замок и хотели досмотреть сумки. То есть все как раз в рамках полномочий охраны. А в итоге — снова массовая драка и уничтоженная продукция на тысячи рублей.
"Охранник вправе задержать физически, своим телом преграждать дорогу, растопырить руки, обнимать. Конечно, если мы говорим про какую-то банальную кражу, драться, охранник права не имеет", — отмечает юрист Андрей Некрасов.
То есть охраннику с точки зрения права полагается быть не более чем живым щитом. Вот только когда на теле — полувоенная форма, в руках — дубинка, а в контракте — ответственность за украденную кем-то продукцию, о пассивной обороне вспоминают редко.
"Если предприятиям торговли требуется какая-то дополнительная функция контроля, это должны быть контролеры, не охранники. Они имеют в своем распоряжении исключительно рацию для вызова группы быстрого реагирования из полиции. Надо исключить эту охранную деятельность в принципе. Потому что она провоцирует. Охранники идут на работу и думают, кого они сегодня побьют", — объясняет сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
По статистике тех же правозащитных организаций, драк в магазинах, особенно вне крупных городов, становится только больше. А реальное, кроме смены работы, наказание получают лишь те, чьи "подвиги" попали в СМИ.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.