Популярная психология дезориентирует людей ложной концепцией «истинного я».
Лохотрон «Найди себя» В конце книги Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951) главный герой романа Холден Колфилд покупает в парке сестренке Фиби билет на карусель и смотрит, как она катается. Начинается ливень, и Холден, в течение всего романа ощущавший либо тревогу, либо отвращение, либо тоску, почти плачет от восторга: «Чуть не ревел от счастья, если уж говорить всю правду. Сам не понимаю почему. До того она была милая, до того весело кружилась в своем синем пальтишке».
Пока Холден наблюдает, как Фиби катается на карусели, он делает настоящее открытие: жизнь — это история про веру в лучшее и невинность, про продолжение попыток, даже в этом безумном мире. Дальше герой говорит, что «заболел», но кажется, что он вполне здоров и весел, намерен осенью пойти учиться в новую школу и ждет этого. Холден пережил очень сильный эмоциональный опыт и в результате обрел себя. Это, в свою очередь, поможет ему влиться в общество, что ознаменует его взросление.
Термин “bildungsroman” (нем. «роман воспитания» или «воспитательный роман». — Прим. пер.) был придуман филологом Карлом Моргенштерном в 1820-х годах для обозначения «взросления героя от самого начала до определенного уровня совершенства». Термин обрел популярность в 1870 году, когда Вильгельм Дильтей написал, что классический пример романа воспитания — это «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете (1796), где заглавный персонаж выполняет двойную задачу: познает себя и интегрируется в общество. По мнению Дильтея, первое подразумевает второе, потому названный литературный жанр в основном предполагает, что герой (и читатель) находит свое место в социуме. Именно из этой традиции растут корни современной культуры взросления, coming-of-age, — в том числе у Сэлинджера.
Обратите внимание, что ключевая сцена битвы в большинстве историй о супергероях имеет место, лишь когда персонаж усваивает свой социальный урок — узнает, что такое любовь, как действовать сообща — или «кем ему суждено стать». Кульминация романтических сюжетов — откровение, после которого мчат в аэропорт. В истории, где семья противопоставляется работе, герой принимает окончательное решение быть со своими родными — но только после того, как чуть не теряет все, что у него есть. Кроме того, острота и стремительность этих сцен объясняется желанием персонажа наконец взять контроль над самим собой — «вырасти» посредством какого-то одного действия или окончательного осознания.
Могут быть разные вариации, но в основном история о взрослении выглядит именно так. Фильм Майка Николса «Выпускник» (1967) как будто вывернутая наизнанку история о взрослении: испытывающий экзистенциальный кризис Бенджамин в конечном итоге осознает, что ошибался, игнорируя социальные нормы и сбежав с дочерью своей бывшей любовницы, вместо того чтобы ожидаемо найти работу и съехать из родительского дома. Откровение случается в автобусе, в котором он едет вместе с Элейн, сбежавшей с собственной свадьбы. Только здесь, в конце фильма, Бенджамин понимает, как он был неправ, решив «не вырастать» в ожидаемых социальных рамках.
Поиск своего места в мире — канонический сюжет не только в кино и театре, но и в литературе, образовании, а также на мотивационных семинарах — везде, где есть молодежь.
Во всех этих случаях «поиск себя» — штука сомнительная, потому что предполагается, что есть какое-то постоянное «я», оно прячется внутри и может быть найдено. Тогда как на самом деле единственное «я», в котором можно быть уверенным, трансформируется каждую секунду: принимаемые решения и изменчивые обстоятельства порождают бесчисленное множество сценариев развития событий.
И даже если ты думаешь, что «нашел себя», панацеи на всю жизнь не существует.
Идея о том, что есть единственное собственное «я», сокрытое в месте, которое можно найти только в зрелом возрасте и в котором мы, подобно археологам, должны копать, отметая неважное, предполагает, что внутри нас заключена внутренняя суть и что открытие этой сути поможет прожить всю дальнейшую жизнь. Эта обнадеживающая идея взросления («Можно отомкнуть собственное „я“!») продолжает жить, хотя она идет вразрез с современными психологическими теориями. Они отрицают единую идентичность, предлагая вместо нее концепцию поэтапного развития или бесконечно эластичного ощущения себя, которое меняется по мере взросления и зависит от уникального личного опыта.
Современная психология поддерживает идеи об изменяющемся, блуждающем «я».
На протяжении последних нескольких десятилетий учение о личности шло в двух направлениях. В рамках первого из них утверждается, что личность складывается и закрепляется в раннем детстве («Личность формируется на всю жизнь уже к первому классу» — заголовок в газете 2010 года). С тем, кто ты есть, ничего поделать нельзя. Представители другого направления считают иначе: личность человека по сути своей нестабильна — причем настолько, что ее невозможно «отыскать» или даже понять.
В последнее время авторы исследований все чаще говорят о слиянии этих двух точек зрения. У человека нет запрограммированного «я», оно сложено из множества «я», которые медленно сменяют друг друга в зависимости от социальных обстоятельств. Психолог из Кембриджского университета Брайан Литтл различает «биогенические» черты личности — генетически обусловленные и потому закрепленные — и «социогенические», сформировавшиеся вследствие реакции на общественное окружение человека, которое постоянно меняется. Анализ 207 исследований, опубликованный в январе 2017 года в журнале Psychological Bulletin, подтверждает правоту Литтла. Эта работа демонстрирует, что личность может меняться — и меняется, причем часто, в особенности при содействии психотерапевта. Иногда крайне быстро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пластилиновый Линч для самых маленьких. Фолк-хорроры и мифологические космогонии от советских мультипликаторов
????
Почему же тогда так устойчив миф о «взрослении»? Если идея о «единственном я» недееспособна в контексте психологического понимания личности как последовательности разных «я», сосуществующих в одном человеке, — почему она продолжает жить?
Мысль о том, что можно «дорасти» до общества, обнадеживает. Ведь в этом случае предполагается, что нам есть куда стремиться — куда-то, где мы будем на своем месте. Хотя роман воспитания изобрели немцы, сказка о взрослении стала типично американским феноменом, поскольку самопознание в США завязано на мифологии о self-made-человеке. В Британии людей спрашивают об их родителях, образовании и опыте, а американцы интересуются скорее не прошлым собеседника, а его будущим.
Циничные наблюдатели заявляют, вероятно справедливо, что это происходит потому, что у американцев нет как таковых истории и культуры, однако сказка о взрослении, coming-of-age, обернулась в Штатах уверенностью — иногда оптимистичной, иногда крепколобой — в том, что свою жизнь всегда можно перекроить, а себя переделать. Прошлое — ничто, будущее — всё.
Идея о врожденной невинности в духе Адама и Евы (и в особенности американский интерес к ней), вероятно, равносильна отречению от истории. Это иррациональное отрицание питает американские сюжеты и национальную идентичность, считал арабско-американский теоретик литературы Ихаб Хассан. Так или иначе, американская сказка о взрослении связана с созданием единого и постоянного предприимчивого «я» из предполагаемого ничего — это стремление к будущему и его предположительно бесконечным возможностям.
С социологической точки зрения американский миф о «самосоздании» — это миф капиталистический. Французский философ Мишель Фуко писал, что медитация и ведение дневника могут помочь человеку постичь свой внутренний мир, позволив ему, по крайней мере временно, скрыться от мира внешнего и отношений с ним. Однако социолог Поль дю Ге в 1996 году заявил, что мало кто воспринимает свое «я» так, как предлагал Фуко.
Большинство людей мастерят себе ориентированные на внешний мир «предприимчивые я», с помощью которых они пытаются заработать культурный капитал для того, чтобы двигаться в этом мире наверх, получать доступ к определенным социальным кругам, должностям и т. д.
Мы украшаем себя и культивируем интересы, отражающие наши социальные устремления. В этом смысле «я» становится идеальной машиной капитализма, кошмаром в духе Пьера Бурдье — механизмом, который добровольно эксплуатирует сам себя.
Даже мысль о том, что существует незаметный переход от юности к взрослой поре либо через переворачивающее жизнь «чувство», либо через кульминацию освоения какого-то навыка, означает, что личность — это задача, которую надо выполнить ради социальной выгоды. Многих студентов, к примеру, призывают использовать академический отпуск для того, чтобы понять, «кто ты есть» и «чем ты хочешь заниматься» («заниматься» — это, разумеется, синоним к слову «работать»). Зрелость обязательно связывается с финансами, и от молодых людей ожидают, что они станут «независимыми», вступив в ряды представителей рабочей силы. В этом смысле упор на взрослении превращается в попытку обосновать моральную важность работы.
Даже идея о походе на природу как о романтической поворотной точке в жизни молодого человека может быть монетизирована. Сиэтлская компания Rite of Passage Journey устраивает для молодежи походы с проводником с целью помочь им найти себя. «Наша работа заключается в том, чтобы прошедшие инициацию юноши и девушки выносили из этого опыта новую вдохновляющую историю; она должна помочь им взять ответственность за действия, которые определят их будущее, — говорится на сайте компании. — Мы помогаем участникам сформировать представление о том, кто они есть и какую жизнь хотят построить, в рамках исследования их собственных ценностей». То есть помочь людям быстро «найти себя».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Да уж.... одни только ПРАКТИКИ благодарности и любви чего стоят. Благодарность и любовь - это состояние, чем больше их будут стараться практиковать, тем дальше от этих состояний уйдут, потому что привыкнут заставлять себя, т.е. практиковать. На то и искушения. Пройдя через все, человек поймет, что есть только один путь - свой собственный. имхо
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]