Любое живое существо побуждается к действиям инстинктами. Это база, к которой обращаются запросы центральной нервной системы, чтобы скоординировать поведение; это ключевые принципы действий на все случаи жизни. Следование инстинктам - залог выживания особи и вида.
В одноимённом фильме основным инстинктом назван инстинкт продолжения рода. На самом деле это лишь приём сценариста, красивая обёртка - не снимать же фильм с названием: "Размножение - следствие главного инстинкта самосохранения вида". А именно самосохранение это основной инстинкт, оставить потомство -- лишь всё тот же инстинкт сохранить свой род. То есть инстинкт самосохранения - корень, из которого произрастает всё поведение.
С ним связан и страх смерти. Страх определяет поведение при опасности. Любовь и голод - залог молодости и силы. Страх - залог самой жизни. Именно страх заставлял сдавать позиции в сражениях, или наоборот, отступать осаждавших. Инстинкт самосохранения заставлял предавать и сдаваться в плен. Он же заставлял драться до последнего, прикрывая своей жизнью дальнейшее существование рода.
Тот же инстинкт вызывает совершенно противоположные действия. Определяется это страхом смерти и реакцией на него. Вот где ключевое различие, объясняющее победы русской армии. Да, солдат любой армии должен понимать, что рискует жизнью, надев обмундирование и взяв ружьё. И рисковать жизнью его мотивируют разными способами - психологической обработкой, верой и убеждённостью, меркантильным интересом, муштрой и дисциплиной, страхом наказания и боязнью перед общественным мнением.
При подготовке молодых солдат применяются методы подавления личности, провоцируется негативное психологическое состояние. Научившись преодолевать неуверенность в себе, апатию, депрессию, страх -- солдат и в боевой обстановке адаптируется к лишениям и свыкается с риском быть убитым или искалеченным.
Во всех армиях ценится стойкость и смелость солдата. Но и у всех народов важна ценность жизни. И первое перед неизбежностью невосполнимых потерь обычно приносится в жертву второму. Страх поощряется тем, что оправдывается. Но в России нет такого компромисса ни в общественном сознании, ни в законе. В Уставе Внутренней службы было написано: "Ничто, даже угроза смерти, не может заставить военнослужащего сдаться в плен". И это - норма сознания, торжественный обет неизбежности.
Наполеон собрал в поход против России всю Европу. 600 000 вышколенных солдат и полководческий гений должны были обеспечить победу. До Москвы дошла четверть бравых вояк, не щадивших своей жизни. Но напрасно Наполеон ждал ключей от поверженной столицы. У русских война не ведётся по правилам этикета. Она идёт до последнего патрона у последнего бойца.
Напрасно опешивший Наполеон скулил о "нарушении правил войны" - "дубина народной войны раз за разом гвоздила французов, пока не погибло всё нашествие. ...И благо тому народу, который не как французы, отсалютовав по правилам, повернули эфес шпаги обратной стороной, и отдали её победителю. А благо тому народу, который в минуту испытания... с лёгкостью поднимает дубину и гвоздит ею до тех пор, пока чувство мести не сменится презрением и жалостью", - напишет Толстой в романе "Война и Мир".
Но лучше и доходчивее об этом сказали сами поверженные враги. Например Фридрих фон Меллентин, генерал-лейтенант Вермахта, написаший мемуары о танковых сражениях.
Цитаты из трудов генерала железного Вермахта:
"Русские всегда славились своим презрением к смерти; коммунистический режим ещё больше развил это качество, и сейчас массированные атаки русских эффективнее, чем когда-либо раньше. Дважды предпринятая атака будет повторена в третий и четвёртый раз, невзирая на понесённые потери, причём и третья, и четвёртая атаки будут проведены с прежним хладнокровием.
Во многих случаях русские полагаются на врождённый инстинкт больше, чем на существующие тактические принципы, и следует признать, что инстинкт приносит им больше пользы, чем могла бы дать подготовка во многих академиях.
Несмотря на огромный прогресс военной техники, русский пехотинец по-прежнему остаётся одним из наиболее важных военных факторов в мире. Эта сила русского солдата объясняется его чрезвычайной близостью к природе. Для него просто не существует естественных препятствий: в непроходимом лесу, в болотах и топях, в бездорожной степи -- всюду он чувствует себя как дома.
Опыт показывает, что русский солдат обладает почти невероятной способностью выдерживать мощнейший артиллерийский огонь и мощные удары авиации; в то же время командование не обращает никакого внимания на огромные потери от артогня и бомбардировок, и неуклонно следует цели.
Русский солдат дорожит своей жизнью не больше, чем жизнью своих товарищей. На него не действуют ни разрывы бомб, ни разрывы снарядов".
Об этом же говорил и наполеоновский дивизионный генерал, маркиз де Коленкур. Вот как он описывает Бородино:
" Противник, испытывающий натиск со всех сторон, собрал свои войска и стойко держался, несмотря на колоссальные потери от огня артиллерии. Эти русские живыми не сдаются. Мы ничего не можем поделать".
А вот снова представитель расы господ, генерал Гюнтер Блюментрип:
"Близкое общение с природой позволяет русским свободно перемещаться в тумане, через леса и болота. Они не боятся темноты, им не в диковинку зимы, когда температура падает до - 45.
Сибиряк, которого частично можно считать азиатом, ещё выносливее, ещё сильнее.. Мы уже испытали это на себе во время Первой Мировой, когда столкнулись с Сибирским армейским корпусом.
Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность не дрогнув, выносить лишения, вызывает истинное удивление".
Находясь в совершенно невообразимых, немыслимых для обычного человека условиях жизни с детства, жители бескрайних унылых просторов европейской России и бесконечной суровой тайги Сибири, оказавшись в российской армии, где казалось бы они низведены до положения безропотных скотов, прекрасно тем не менее адаптируются и с лёгкостью переносят "все тяготы и лишения воинской службы". положенные им самой судьбой по Общевоинским Уставам.
И прав был имперский коммиссар обороны, Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс: "Упорство же, с которым большевики сражались в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы ошибкой считать это результатом большевистских убеждений, или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся".
Да, русский солдат останется таким всегда. В этом разгадка превосходства над любым противником. Русский солдат презирает смерть. . Всё одно семи смертям не бывать, а одной -- не миновать. Побеждает же всегда тот, кто не боится умереть.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.