В то время, как чиновники нашего правительства с пеной у рта доказывают необходимость пенсионной реформы, западные СМИ, ссылаясь на научное сообщество, рассказывают своим читателям о грядущей чудовищной безработице в результате начавшейся 4-й промышленной революции. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ), робототехники, нанотехнологий, трехмерной печати, генетики и биотехнологий убьет до половины сегодняшних рабочих мест.
«47% от общей занятости в США находится под угрозой сокращений из-за автоматизации», — пишет американское научно-популярной издание QUARTZ.
«Хотя ранее ни одна промышленная революция никогда не разрушала рабочие места, но последние исследования (о 4-й промреволюции — авт.) показывают, что в 15 ведущих странах мира до 2020 года навсегда исчезнут 7,1 миллиона рабочих мест», — рассказывает британская Marketoracle.
Передовая робототехника, ИИ и автономный транспорт в самое ближайшее время станут главными убийцами рабочих мест во всем мире. Лишними людьми станут банковские клерки и многие рабочие промышленных предприятий. Резко уменьшится предложение и на рынке строительного труда за счет новых технологий. А к 2025 году, максимум к 2030, уйдут в небытие профессии водителей такси и фур. Тогда же исчезнут кассиры в супермаркетах.
Об этом, кстати, говорил и Владимир Путин на своей большой пресс-конференции в декабре 2017 года. Тогда, в преддверии президентских выборов, глава государства специально остановился на этом вопросе и дал достаточно подробную оценку.
То есть, все понимают, что развитие новых технологий повлечет за собой сокращение рабочих мест. И чем дальше, тем больше. А вместе с этим процессом будут полниться и ряды безработных. Понятно, что первыми под нож попадут люди возраста 60+, которым в свете повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и 63 для женщин, останется одна дорога — на биржу труда.
Владимир Путин, взвешивая все «за» и «против» пенсионной реформы (если смотреть на неё в контексте нынешней трактовки правительства), подчеркнул, что «такие решения не могут приниматься кулуарно, даже на уровне правительства. Это должно происходить открыто, с привлечением общественности и, конечно, в ходе открытой дискуссии в представительных органах власти, в том числе в парламенте».
Однако после выборов практически сразу правительство РФ объявило о повышении пенсионного возраста по самому жесткому сценарию, причем, без предварительной дискуссии в обществе.
Кабмин «юристов» в очередной раз пообещал стране «светлое завтра».
Логично было бы услышать от «реформаторов», сколько новых высокооплачиваемых рабочих мест появится в 2019 году, сколько — 2020 году и так далее. И ни где-то у черта на куличках, а в тех городах и поселках, где сегодня живут «новые пожилые», которые попадут под раздачу.
Ничего этого нет.
Правительство Медведева, известное своими волюнтаристскими решениями (что стоит, например, нулевое промилле), пытается создать на рынке труда переизбыток предложения, чтобы люди не отказывались от так называемого мобильного трудоустройства (куда же им еще деваться, если в родном городе не будет работы, а жить как-то надо будет). Это нужно, чтобы обеспечить дешевой по мировым меркам рабочей силой новые инфраструктурные и промышленные проекты в самых разных и, скорей всего, удаленных уголках необъятной России.
Само собой, главными бенефициарами станут олигархи, в том числе и бизнесмены с двойным гражданством, которые нуждаются в дешевой рабочей силе согнанных с родных мест россиян. Ясно и то, что новые сверхдоходы будут потрачены на всемирной ярмарке тщеславия.
Правительство, однако, уверено, что именно так можно придать нашей стране экономическое развитие. Фактически, это означает, что нашей стране уготовлена роль крупной, но все-таки ресурсодобывающей державы, тогда как Запад ставит на инновационное развитие. Например, несколько десятков тысяч американских сотрудников и ученых фармацевтической промышленности, расположенной в комфортных климатических районах США, обеспечат доход своей стране несравнимо больше, чем это сделают миллионы российских рабочих в Сибири.
Иначе говоря, в результате этой пенсионной реформы нашей стране опять будет указан неверный путь и закреплен статус сырьевого придатка Запада, поскольку в 21 веке для развития целых отраслей нужны не миллионы недолго живущих трудяг, а сотни тысяч, а то и десятки тысяч специалистов. Невольно приходит на ум изречение, что у дьявола всегда найдутся адвокаты, в том числе и из-за благих пожеланий.
Для того чтобы 4-я промреволюция не стала кладбищем рабочей силы, которую куда-то нужно девать, требуются принципиально другие решения, а не антисоциальное идеи правительства Медведева. Сегодня, например, в мире возник огромный спрос на так называемые «программные роботы» с ИИ. Эта ниша только начинает заполняться. Именно здесь открываются огромные возможности для россиян, которые известны в мире как нация математиков и программистов.
В Америке, к слову, посчитали, что начиная с 2020 года, создание рабочих мест, связанных с ИИ, выйдет на устойчивый рост и достигнет двух миллионов к 2025 году. И в 2021 году Штаты получат $ 2,9 трлн. в результате разработки и внедрения «программных роботов». И тогда появится возможность построения новой налоговой базы и системы пенсионных отчислений.
Твердолобое упорство, с каким правительство «юристов» навязывает нашему обществу чудовищную реформу, лишний раз показывает, что кабмин совершенно не видит Россию, как конкурентную страну в эпоху 4-й промреволюции. Тревожит и тот факт, что о переходе «на цифру» чиновники почти уже не говорят, но все больше внимания акцентируют на масштабных инфраструктурных проектах. Не отрицая значение последних, тем не менее, нужно подчеркнуть, что масштабные стройки под силу мощным экономикам с избыточными финансами, а не слаборазвитым государствам с миллионами непрофессиональных работяг.
Если не изменить стратегию развития России, то страна очень скоро столкнется с резким падением продолжительности жизни и перенапряжением государственных финансов. Время «юристов», которые цепляются за пенсионную реформу, как за свой последний шанс, уходит. Стране нужно правительство настоящих патриотов и технократов.