Между тем пошёл четвёртый год действия западных санкций против нашей страны и ответных российских антисанкций. Расчёты экспертов на основе данных Росстата показывают, что за три минувших года, например, цены на продовольственные товары в среднем по стране выросли на 45 процентов, при этом наиболее сильно — на 66 процентов — подорожали рыба и морепродукты. Внесли свой вклад молоко и молочная продукция, поднявшись в цене в среднем на 57 процентов.
И хотя в Минэкономразвития утверждают, что основной всплеск подорожания пришёлся на конец 2014 — начало 2015 годов из-за всем нам памятного резкого падения рубля, вряд ли можно вовсе сбрасывать со счетов негативное влияние санкционной войны. Тем временем Росстат сообщил, что реальные доходы россиян в январе — июле нынешнего года сократились ещё на 1,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, который и без того был нерадостным. Правда, некоторое снижение потребительских цен наблюдалось в августе текущего года, да только такое положение в принципе свойственно для любого августа — основного урожайного месяца в нашем климате.
Семеро с «хлебной» ложкой
Одна из причин — вопросы, связанные с главным продуктом россиян — хлебом, цены на который, как известно, тянут за собой цены и на остальные продукты.
По данным Росстата, за первое полугодие он подорожал в среднем на пять процентов, и во втором полугодии цены могут не остановиться. И дело даже не в том, что собранный урожай зерновых в итоге может оказаться существенно ниже, чем в благополучном 2016-м. Главное в том, что, по расчётам экспертов Института конъюнктуры аграрных рынков, сегодня в среднем по России в розничной цене хлеба доля самого зерна не превышает 30 процентов. Зато торговая наценка магазинов составляет не менее 35 процентов. Уровень спекуляции и паразитизма многочисленных посреднических звеньев в нашей экономике продолжает зашкаливать. Как тут не вспомнить старую поговорку про одного с сошкой и при нём семерых с ложкой.
И упоминавшаяся уже молочная продукция может опять неприятно удивить. Дело в том, что по итогам первого полугодия зафиксирован не просто рост импорта молока и сгущённых сливок из стран дальнего зарубежья — он буквально взлетел, увеличившись сразу в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2016-го с менее чем четырёх до 11,3 тысячи тонн. При этом основными поставщиками стали далёкие Аргентина, Уругвай и ещё более далёкая Новая Зеландия.
И пусть в абсолютных величинах объёмы поставок пока относительно невелики, но в сочетании с одновременным уменьшением поставок молочных продуктов из соседней Белоруссии на 5 процентов может наметиться очень нехорошая с точки зрения нормальных рыночных отношений, но подчас проявляющаяся в условиях специфического российского рынка тенденция. Это когда оптовики и посредники предпочитают скорее везти продукт за 20 тысяч километров, нежели за 200. У них-то явно есть какой-то резон, а вот покупатели разницу в транспортной составляющей вполне могут начать ощущать на своих карманах уже с начавшегося сентября.
На этом фоне действительно порадовало наметившееся с начала года существенное снижение импорта пальмового масла — притом что в прошлом году поставки этого не самого полезного для здоровья россиян продукта только росли. Причиной изменения ситуации в позитивную сторону стал рост производства родного и привычного россиянам подсолнечного масла: по данным экспертов объединения «Союзмолоко», за первые четыре месяца нынешнего года его производство увеличилось более чем на 20 процентов. В наступившем первом месяце осени мы узнаем, продолжилась ли эта позитивная тенденция и во вторые четыре месяца — с мая по август.
Древесина из Булонского леса
На 1,4%сократилисьреальные доходы россиян в январе — июле нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.
За время действия санкций и антисанкций заметных успехов достигли и отечественные производители некоторых сортов сыра, ранее преимущественно импортируемых. Но вот беда: упаковочная бумага для этих сыров по-прежнему завозится из Финляндии и Франции. Не иначе как древесину для французской бумаги в Булонском лесу заготовляют.Тем временем Минэнерго РФ обнародовало цифры добычи нефти в предшествующий кризисный период. Получается, что в 2015 году — в первый год кризиса Россия нарастила объёмы добычи нефти на 1,4 процента, доведя его до 534 миллионов тонн, а по итогам прошлого — 2016 года — увеличила ещё на 2,5 процента — до 547,5 миллиона тонн. Между тем объём ВВП нашей страны в 2015 году снизился на 3,7 процента, а в 2016 году — ещё на 0,2 процента.
Спрашивать, куда же девается добываемое чёрное золото при абсолютном падении производства в стране, нет смысла: все и так знают, что российскую нефть гонят на экспорт. Гонят, независимо от экономической ситуации, складывающейся внутри самой страны, и даже от непосредственно нефтяных цен.
Не стоит ли наконец прямо поставить на самом высоком уровне вопрос о замораживании дальнейшего наращивания экспорта нефти? А то ведь мы так никогда и не заменим чёрное золото интеллектуальным.
Евро ставит рекорды
В ушедшем последнем месяце лета доллар не раз «переваливал» за отметку в 60 рублей. Что касается евро, то курс рубля к нему в августе надолго «оккупировал» отметку в 70 и бывало даже уходил ещё ниже. Относительная политическая стабилизация в рамках Евросоюза и небольшой, но устойчивый экономический рост наблюдается сейчас в большинстве стран организации, что внушает всесильным спекулянтам на российском валютном рынке доверие к единой европейской валюте.