"Мы уходили с поля боя и оставляли своих мертвых. Сами не могли их закопать, а потом видели извещения: "Пропал без вести". Раз не закопан - значит, пропал без вести".
"Видели кости, когда пахали, да. Но мы уже привычные к этому были. С детства они всюду встречались. И в лесу, и на огороде, и в поле, понимаешь?"
"Пришла нам в деревню разнарядка собрать останки. Глава сельсовета сказал, что будет считать по черепам. Ну, мы пошли и понабрали мешок черепов. Все ж на поверхности лежало. Сколько голов принесли, столько трудодней и засчитали. А за каждый трудодень либо выходной, либо продуктами, либо копеечка капнула. Они все равно уже мертвые, а нам семью было кормить".
"Каждую косточку собирать не было сил. Но после работы проходили по пашне, собирали смертные медальоны солдат. Там все-таки данные их записаны, адреса родни. Сосед наш как-то целую каску набрал. Отнес их в Тосненский военкомат. Военком пообещал разобраться, открыл ящик, сгреб туда все медальончики и отправил его домой" (В 1995-м году ходе капитального ремонта Тосненского военкомата за одним из сейфов был найден большой пакет с медальонами).
* Военнослужащий, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий" (Гражданский кодекс РФ, статья 45). Однако эта норма не действует в отношении пропавших без вести в годы ВОВ.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.