С января 2019 г. суммы в платежках за жилищно-коммунальные услуги могут повыситься еще на 2% из-за роста НДС. Предложение рассматривается в Минэкономразвития, чиновники говорят о необходимости компенсационных мер для ресурсоснабжающих организаций. Решение, если оно будет принято, дезавуирует обещания Правительства о том, что рост НДС не коснется социально-значимых услуг - потребители услуг из своего кармана могут дополнительно заплатить свыше 50 млрд руб.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, тарифы ЖКХ в среднем по стране не должны увеличиваться больше, чем на прогнозный уровень инфляции, за темпами роста следит ФАС. В теории инициатива Минэкономразвития не будет противоречить закону: в прогнозе указаны максимальные размеры индексации тарифов, но дополнительные 2% могут включить в сумму налога. Стоимость услуг в платежке – газа, воды, отопления – останется прежней. Они как обычно, подорожают с 1 июля 2019 г.
Сколько стоит идея Минэка? 2% от среднего чека за коммуналку в 2700 руб., это, порядка 54 руб. В 2017 г. населению начислено порядка 2,5 трлн руб. жилищно-коммунальных платежей, следует из базы официальной статистической информации. 2% от этой суммы – порядка 50 млрд руб. – те средства, которые будут дополнительно изъяты у потребителей ЖКХ из-за роста НДС.
Член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Павел Пригородов считает, что в случае принятия решения о дополнительном увеличении размера "платежки" власти сами нарушат ранее принятые законы.
"Предусмотрено повышение тарифов ресурсоснабжающих организаций только в рамках коэффициента инфляции и не больше. Если быть последовательными, то повышение платы на 2% за счет НДС фактически противоречит предыдущему закону. Этого делать нельзя, тем более за счет населения. Большинство регионов предоставляет ресурсникам компенсацию выпадающих доходов из бюджетов. Если министерство задумало что-то повышать, то эти 2% нужно добирать из бюджетов муниципалитетов", - рассказал Накануне.RU Павел Пригородов. Он добавил, что вопрос может быть рассмотрен на одном из ближайших заседаний комиссии ОП.
Между тем, по оценкам независимых аналитиков, фактический рост платы за ЖКУ в России уже превышает официальную инфляцию. Банк "Русский стандарт" подсчитал: только за январь-октябрь 2017 г. средний чек за коммуналку увеличился на 9,5%.
Повышение ставки НДС с 18 до 20% не коснется социально-значимых товаров и услуг – об этом неоднократно говорили члены Правительства и депутаты, поддержавшие увеличение налога. Но идея Минэка нарушает данные ранее обещания, так как расходы на ЖКУ занимают ощутимую долю в тратах домохозяйств. Как сообщало Накануне.RU, доля расходов на ЖКУ у россиян уже перешагнула психологическую отметку в 15%, она растет без оглядки на доходы, которые как раз демонстрируют обратную динамику. При этом получателей льгот на оплату коммуналки становится меньше.
"Уже сейчас положения о предельных рамках индексации тарифов на коммунальные услуги не исполняются. В 2019 г. стоимость коммуналки увеличится на 6% "на бумаге", если реально посмотреть цифры в квитанциях, ситуации в отдельных территориях, рост составит до 15%. Минэкономразвития сейчас смешивает политику и хозяйственную деятельность. Бизнес действительно несет убытки, но с другой стороны это происходит, потому что бизнес оплачивает политические решения властей. Если говорить о справедливости повышения платежей для населения - конечно, это несправедливо. Кроме того, решение об индексации принимается вне зависимости от того, убыточна сфера или прибыльна - автоматически все дорожает на 2%", - рассказал Накануне.RU куратор общественной организации "За справедливое ЖКХ" Александр Караваев.
Ограничить расходы на ЖКХ предлагали депутаты "Справедливой России". В Госдуме с апреля находится проект об установлении максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15% доходов семьи. Если доля расходов выше, то семье будет предоставляться субсидия. Проект будет рассмотрен в "осеннюю сессию". Судя по опубликованным данным, в МЭР пока не обсуждают вопрос дополнительных субсидий при внеплановом росте сумм в квитанции.
Чтобы снять споры о законности инициативы, уровень предельной индексации тарифов может быть пересмотрен в рамках подготовки бюджета на следующий финансовый год, предполагает юристАндрей Колчин. Тогда в 2019 г. пройдет две индексации, но в то же время потребуются большие бюджетные траты на субсидии - их размер определяется процентом от суммы в квитанции.
"Есть надежда, небольшая, но надежда, что история как-то заинтересует антимонопольное ведомство. ФАС уже сопротивлялась повышению тарифов РЖД, возможно с коммунальными тарифами будет похожая ситуация и тогда Правительство может не переложить повышение НДС в ЖКХ на население, а оплатить его ресурсникам из собственного кармана - ввести льготную ставку для них. Такое решение логичнее с точки зрения компенсации нанесенного законом ущерба важной отрасли (к слову, не самой преуспевающей из-за огромного объема неплатежей) и социальной справедливости", - рассказал Накануне.RU юрист.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.