Предметно, по пунктам:
1) Предлагается перенести функцию исчисления и обязанность самостоятельной уплаты налогов и сборов от доходов граждан на самих граждан. Аргументация понятна - самостоятельно расставшись с деньгами, которые работодатель дал подержать, гражданин осознает масштаб изъятий и спросит с власти строже, отчего гражданственность расцветёт и неправды начнут искореняться.
Масштаб и впрямь существенный. Если начислю трудящемуся 1 (один) рубль, то, как налоговый агент, получу обязанность удержать с него 13 коп. "подохналога - НДФЛ". А сверху (считая от начисленного рубля) - до 32% (32 коп) Итого труженику - 87 коп, Родине (в лице бюджета и внебюдж. фондов) 13+32=45 коп, или чуть более половины вознаграждения. 45:87=51.7%
(Запомним на будущее - фиск претендует по этим статьям обложения примерно на половину доходов трудоспособного населения).
Что же, может и возрастёт гражданское сознание, может, человек труда и впрямь гордо заявит: Я - налогоплательщик, а не тварь дрожащая, и звучу гордо! Но, может быть, осознает себя подданным и смирится. Много ли возражений поступало, когда Пресветлый Князь шел за полюдьем, или, не к ночи будь помянуты, баскаки "... кричат давайте дани, хоть вон святых неси...".
Выгода неочевидна, а вред - налицо. Граждан, которые с раз полученными средствами станут расставаться, скрипя сердцем, придётся отлавливать, вразумлять, а то и ставить на правёж, умножать аппарат фиска и сыска и ССП, изымать недоимку имуществом, включая домашних питомцев и т.д. Идеологии дешевого государства (чиновничество - важный кадровый резерв новой индустриализации!) такой подход никак не конгруэнтен, общественной стабильности не способствует.
2) Предлагается ввести прогрессивное налогообложение доходов. Некоторым представляется, что это эффективно (собственники станут меньше кушать и/или ховать по офшоркам), некоторым же, что это справедливо. Вопрос о "стимулирующих функциях налогов" рассмотрим отдельно, а про справедливость - однозначно справедливо, по нашему, по Робин Гудски. Вспомним, однако, что Робин Локсли (он же - Гуд) сам по себе немного стоил, пока не вернулся из Сирийских Палестин Ричард наш Львиное Сердце - так, промышлял на большой дороге и браконьерил. Предположим, вернулся Король, предположим - навёл железною рукой порядок, учинил прогрессию. Что будет?
Единственным, на 99% вероятности прогнозируемым результатом будет массовое уклонение от уплаты. Начиная с простого - с мёртвых душ, за малую мзду проставляющих крестик в платёжной ведомости, и кончая особо крупными офшорками и прочими раями, где фиск снисходителен. Будут схемы, будут жучки-схемостроители, будет повод вспомнить: Россию погубят люди-со-схемами. И, опять же - прирост отряда мытарей.
А надо так:
По НДФЛ:
а - плоская шкала, но к ней - настоящий необлагаемый минимум, соответствующий реальному прожиточному минимуму.
б - настоящий налоговый вычет на ребёнка до совершеннолетия - серьёзный, также соответствующий прожиточному минимуму.
По ПФР
- предоставление возможности гражданам самостоятельно распорядиться, по крайней мере, "накопительной частью". Разрешить не "копить", а направить на прокорм потомства и/или достигших пенсионного возраста родителей.
Если мы считаем, что демографические проблемы действительно насущны, так лучше так, чем любые разновидности мат.капитала. Лучше разрешить тратить из заработанного, чем подавать всем фертильным, желающим "продать" ребёнка государству и бесконечно расширять способы "потратить мат. капитал". Выплаты в пользу родителей - тоже демографическая мера, только с более длинным горизонтом.
Есть ещё вопросы по налогу на имущество граждан - тут система демонстрирует лёгкую шизофреничность, сперва предоставляя вычеты на приобретение и строительство жилья, а потом облагая его налогом - с тенденцией к росту. Но к решению не готов, не взвесив.
По обложению юридических лиц - в целом существующая система с основными НДС/Налог на прибыль/Налог на имущество - представляется разумной и оправданной.
Реформаторы и не предлагают её менять, отдельные выкрики по типу "упразднить НДС, налог, который душит промышленность!" (Почему именно НДС?) - не в счёт. Но предлагают, как правило, систему льгот, отраслевых и индивидуальных. Делать это ни в коем случае нельзя, и вот почему - в связанных производственных цепочках налог за льготника платит смежник - покупатель его продукции. Пример - долгие годы производители зерна имели возможность выйти из цепочки "уплата НДС - возмещение НДС". У них была возможность работать под ЕСХН - Едином Сельхозналоге. Но переработчики покупали с "включённым НДС" у посредников. Догадайтесь - не было ли среди посредников тех же "людей-со-схемами"? Риторический вопрос.
Итак - я бы убрал из системы налогообложения юр.лиц все мелкие налоги, но оставил в силе всю триаду НДС/Прибыль/Имущество.
Эти налоги, имея разные базы для исчисления, на самом деле связаны между собой, и с "зарплатными налогами" тоже.
Добавленная стоимость есть разница между выручкой и потреблёнными материальными ресурсами (запомним также - сумма всех ДС = ВВП).
Прибыль = ДС - НДС - ФЗП(с подохналогом и "фондами) - амортизация - внереализационные расходы (в т.ч. налог на имущество).
Амортизация связывает между собой налоги на имущество и на прибыль. Чем больше стоимость имущества - тем выше соответствующий налог, но - тем больше амортизация, уменьшающая базу по обложению прибыли.
Больше ФЗП и налоги с ФОт - опять же, меньше прибыль.
Все налоги основные налоги балансируются, все они в расчётах могут быть приведены к показателю добавленной стоимости, следовательно - в макрокономических расчётах - к ВВП.
А определение планового уровня обложения к ВВП (уровня экономической активности государства, количества ресурсов, перераспределяемых через Бюджетную Систему) - это важнейшая задача всего экономического блока Правительства.
Пока же могу со всей ответственностью сказать - реальный уровень обложения в России неизвестен никому. Смягчённый вариант высказывания - не публикуется открыто. Я несколько раз пытался получить оценку, суммируя ставки известных мне налогов (без НДПИ, акцизов, экспортно-импортных пошлин и прочих, требующих знания параметров отдельных отраслей) - результат всегда улетал за 50% ВВП, что не соответствует статистике.
Мы пока не знаем ничего о налогах. Много раз задавал вопрос авторам разных "зыбчатых гистограмм", отображающих долю "нефтегазовых доходов" в бюджете - о чём речь? О "сумме брутто" - чистых поступлений ? О "сумме нетто" - поступлений за вычетом возврата НДС экспортёрам того, что "напукали доисторические динозавры"? Ответа нет.
Говорят, наука появляется, когда появлются измерительные приборы. Когда вместо "скопа" ,электроскопа, позволяющего лишь увидеть - есть ток, или нет, не касаясь оголённого контакта, приходит "метр" - амперомвольтметр, позволяющий оценить его, тока, параметры.
Нужен "налогометр", настоящий, позволяющий рассчитать общий уровень изъятий в пользу Родины применительно к её задачам.
Любые реформы, любые "переносы центра тяжести налогобложения" бессмысленны без определения этой самой тяжести.
Бессмысленно поднимать/понижать уровень крови в сообщающихся сосудах.
"Переносы" не работают, не стимулируют ничего и не могут ничего стимулировать - а общий уровень есть важнейший показатель условий хозяйствования и жизни на Необъятных Просторах милой Родины.
PS.
Спрашивают иногда - а как твои собственные предложения по "переносу" пенсионных сборов?А это не перенос, это просто предложение меньше платить под условия, необходимые для воспроизводства народа.
Николай Бобров, г. Ярославль.
23 января 2018