Массовая бедность в России угрожает существованию страны
Большинство семей думают о выживании, а не о развитии
Наше время обесценивает все серьезные, системообразующие слова, так или иначе связанные с общественной жизнью. За примерами недалеко ходить: «демократия», «рыночная экономика», «права человека». Спросите об отношении к ним массового российского обывателя, и вы получите в ответ множество негативных эмоций и оценок. Никого это уже и не удивляет. Мы ведь изобретаем что-то свое, особое, евразийское, которое утрет нос «гнилой» Европе.
И тут приходит в голову русская пословица: «Без порток, но в шляпе». Я имею в виду такую элементарную вещь, которая таким же образом начинает забалтываться, как бедность. Почему-то в «гнилой» Европе бедность, несмотря на массу накопившихся социальных проблем, не носит массового, критического характера. Там скорее наиболее острые проблемы благосостояния касаются среднего класса.
А у нас только ленивый не рассуждает о бедности, всячески вздыхая о ее нетерпимости, но при этом пользуется совершенно неадекватными оценками ее реальных масштабов.
Согласно официальной оценке Росстата, наша бедность — это порядка 13% населения, что, конечно, не мало, но и не так много, как это было в 2000 году — 29%. Так что можно продолжать охать по поводу этого, «кричащего», по выражению Дмитрия Медведева, явления, но ровным счетом ничего не делать, чтобы реально помочь этим 13% россиян: ведь остальные 87%, получается, живут небедно. А это подавляющая часть электората, которая должна проголосовать (и наверняка проголосует) «как надо». Но, к сожалению, проблема бедности в России куда масштабнее и глубже, чем эти пресловутые 13%.
Хочу напомнить, что впервые в нашей стране официальная черта бедности появилась только в самом конце советского периода. 21 мая 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ «О минимальном потребительском бюджете». Уже после конца Советского Союза, в начале 1992 года, когда произошла либерализация цен, оказалось, что ниже черты минимального потребительского бюджета живут две трети россиян. Это была реальная социальная катастрофа, спровоцированная накопившимися проблемами «развитого социализма», выплеснувшимися наружу после начала гайдаровских реформ.
Мне довелось в то время работать в российском Министерстве труда, и мы с коллегами предложили сконцентрировать скудные государственные ресурсы для помощи самым обездоленным из этого огромного океана бедности. А для этого предложили временно (это я хотел бы подчеркнуть!) использовать намного более скромную черту бедности, которую назвали «прожиточный (физиологический) минимум». Применив ее, удалось выявить треть населения, которая находилась в самом аховом положении, и что-то предпринять для помощи этим людям — в основном семьям с несовершеннолетними детьми.
Кстати, Борис Ельцин узаконил такой расчет бедности специальным указом от 2 марта 1992 года «О системе минимальных потребительских бюджетов», в котором было установлено, что «прожиточный (физиологический) минимум» нужно использовать только «на период кризисного состояния экономики». А в качестве базовой черты бедности нужно продолжать использовать примерно в 2 раза более тучный «минимальный потребительский бюджет».
Но прошли годы, в 2000-е годы экономика резко пошла вверх, ощутимо повысились и доходы населения, а прожиточный минимум (потеряв красноречивое уточнение про «физиологический») продолжает использоваться в качестве единственного официального инструмента для определения масштабов бедности. На этот счет даже приняты специальные законы. А вот «минимальный потребительский бюджет» напрочь забыт. Но если оценить размеры российской бедности с его использованием, то выйдет никак не меньше 25% населения. Это уже уровень, который угрожает самому существованию страны. Потому что с таким качеством «человеческого капитала» нам и не стоит мечтать о прорыве в число наиболее развитых стран.
Эти 25% говорят о том, что борьба с бедностью в России — это не просто раздача подачек, типа новых пособий, которые непонятно из каких источников будут обеспечены, если не будет экономического роста. А его, кстати, не будет во многом потому, что слишком много бедных в нашей стране. Вот такой практически замкнутый круг!
Но есть еще два отягощающих обстоятельства. Первое из них — это оценка людьми уровня своего благосостояния. Мониторинг Высшей школы экономики летом прошлого года показал, что у 41% россиян денег не хватает на покупку одежды и даже еды. Подобные цифры дают и другие исследовательские центры.
Во-вторых, социологи давно отметили, что у российских семей преобладают ценности выживания, а не развития. И это характерно для большинства населения — в том числе и тех, кто ни по каким цифровым критериям не попадает в число бедных. Что это означает на практике? Такая семья не может купить приличное жилье, оплатить дополнительное образование и становящиеся все более платными качественные медицинские услуги, выехать на полноценный отдых.
Нельзя не сказать и о том, что бедность весьма неравномерно распределена по территории России. Если в Москве средняя зарплата превышает 60 тыс. руб. в месяц, то в целом по стране она почти в два раза ниже, а в ряде регионов и вовсе колеблется в районе 20 тыс. Более того, очаги бедности есть и во множестве нестоличных городов и сельской местности. Все это приводит прежде всего к оттоку людей в крупные города, которые уже задыхаются от инфраструктурных и зачастую экологических проблем. В результате мы имеем, с одной стороны, обезлюживание наших пространств, в том числе тех, где вполне комфортные природно-климатические условия жизни, а с другой — перенаселенные города, в которых многие мигранты так и не нашли счастье, попав в массовые ловушки потери жизненных перспектив. Социальные лифты, о которых сейчас так модно говорить, для многих молодых и не очень молодых россиян попросту остановились.
Тем самым бедность, если рассматривать ее как невозможность вырваться из состояния постоянного аутсайдерства, и вытекающая отсюда апатия и депрессия поражают и, казалось бы, относительно благополучные с точки зрения плоских цифр группы населения.
Я недаром рисую столь катастрофическую картину. Нам всем — и официальным лицам, и экспертам — надо опомниться и прекратить оценивать социальную ситуацию в стране только ежеквартальными микроизменениями показателя «доли населения с доходами ниже прожиточного минимума», при этом сокрушаясь о «недопустимо» высокой бедности в России. Острота и глубина ситуации, если она будет признана с учетом всех описанных выше аспектов, это хороший повод определить действительные, а не мнимые приоритеты развития России на длительную перспективу.
Сейчас, к примеру, все — сверху донизу — как мантру произносят слова о «цифровизации» экономики и всех других сфер нашей жизни, и даже о вложении денег в образование и здравоохранение. Кто бы возражал! Но то звено, за которое можно было бы вытащить всю цепь, увы, не здесь. Оно в пассивности российского человека, который в своей массе приучен к патернализму со стороны государства. Вот дозвонимся до Путина, и он проведет нам газ или починит водопровод! А еще вдобавок и добавит что-то к пенсии и зарплате. Это неудивительно: под прямым или косвенным контролем государства находятся доходы большинства из нас.
Давайте считать:
— более 40 миллионов пенсионеров (ведь пенсионную систему так и не сделали страховой);
— 15 миллионов бюджетников (работники образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты);
— 7 миллионов занятых в госуправлении, военнослужащих и работников правоохранительных органов;
— не менее 1 миллиона работников госкорпораций и контролируемых государством крупнейших акционерных компаний.
Итого: более 60 миллионов россиян, чьи доходы зависят от госбюджета. А если прибавить членов их семей, благосостояние которых в той или иной степени зависит от дохода тех, кто перечислен выше, то цифра может подобраться и к 100 миллионам! Напомню, что население России сейчас составляет чуть больше 146 миллионов человек.
Вот и получается, что борьба с бедностью (если о ней вообще можно говорить на практике) сводится к введению очередного пособия из федерального бюджета. При этом, кстати, в целом ряде регионов потихоньку местные выплаты и льготы либо скукоживаются, либо вовсе отменяются.
А на самом деле нужно приступить к решительному разгосударствлению всей нашей жизни — начиная от развития реального, насыщенного деньгами за счет местных источников, местного самоуправления и до ухода государства из многих секторов экономики, ответственность за развитие которых успешно может подхватить частная инициатива малого и среднего предпринимательства. А это, конечно, возможно только при радикальной трансформации всей нашей политической системы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Особенно если вспомнить про города-банкроты в ржавом поясе сша, городки нищих и т.д. Уровень жизни европы и сша уже упал настолько сильно за последние 10 лет, что делать там больше нечего.
на днях разговаривала с очень счастливыми людьми. они чудом продали 2 трехкомнатные квартиры в Краснокаменске (Забайкалье) и им хватило денег на недостроенный домик в 20 км от Иркутска. Они не верят, что удалось продать квартиры и уехать.... там урановый завод и зарплата в 20 000. и огромные цены и страшная деградация всего и всех. Забайкалье - богатейший край. там и золото, и уран, и редкоземельные полезные ископаемые. волшебство под названием налоговая политика превращает это все в отчаяние и безнадегу людей, которые там живут....
У этих людей, безнадега будет везде! Ибо, они как пустые кувшины, не заполнившие себя сами ничем. Статья написана иностранным воспитанником. Образ мышления не российский, он не понимает, по какому принципу живут в России, потому и ничего не видит.
На урановом заводе зарплата в 20 тыс? А надбавки премии и бонусы к этой зарплате сколько составляют? Ведь, общая оплата труда у нас состоит из зарплаты, и еще чертовой тучи всяких надбавок к основной сумме.
Ты либо не в России живешь, либо смотришь, но не видишь, а поешь с чужого голоса!
Зарплата может быть и 10 тыс, а вот, всяческих надбавок и премий к ней, до 100 тыс! Это уже, кто как работает. Ну, а деградация... так, воспитывать СЕБЯ надо! Тогда и деградации не будет!
Принцип жизни в России - жить ВОПРЕКИ усилий правительства России по созданию проблем своим гражданам ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ. Так что живущие в России выживают отдельно от государства и чем дальше от мест власти, тем легче выживать. Зряплата не может по новой концепции превышать месячных затрат и регионального прожиточного минимума для рядового населения, чтобы не думали копить и продолжали работать за сухари. Способы денежного накопления и их СОХРАНЕНИЯ так же отсутсвуют в этом государстве, сводя на нет любые попытки накопить себе на старость. Все усилия Государства сводятся к двум задачам Как НЕ ПЛАТИТЬ населению за его услуги и как ВЫБИТЬ ИЗ НАСЕЛЕНИЯ ТО, ЧТО ТАКИ ПРИШЛОСЬ ВЫДАТЬ В ВИДЕ ЗРЯПЛАТЫ. Именно второй вопрос объясняет то, что цены в России подымают просто так. При такой постановке вопроса, когда население ОБЯЗЫВАЮТ оплачивать растущие услуги при сокращении источников дохода для населения ни о какой речи кроме ГЕНОЦИДА НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ быть не может и КАЧЕСТВО граждан не имеет никакого значения, а инициативность будет нивелирована безпределом структур власти и подавлена структурами принуждения от службы приставов до Нац гвардии.
Автор статьи Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив - опять либерасня свои загоны выставляет. Всё им мало того, что в 90-е натворили. Сейчас надо опять страну в 90-е загнать, а то ишь ты, Россия Голову подняла...
Пора прекращать эксперимент т.н. рыночных, вернее базарных отношений, т.к. капитализму здесь и не пахло, нет конкуренции и все места заняты олигархами и ихними родными. И назрел безусловный доход. Можно по разному к нему относиться, но это нужно чтоб население вообще не померло. Нужно вводить продовольственные соц. карточки много чего нужно. Страна на грани действительно тотальной нищеты, хотя парадокс люди добровольно влазят в различные потребительские кредиты и банки навязывают, возьмите кредиты. Население психически не стабильно, невротики, сосредоточится уже не могут ни на чем. Люди особенно молодежь живут одним днем. Нет стремления к будущему, потому, что не видят его. Словно ждут чего то, не то войну, не то БП. Но в стране нужно уже вводить ЧП, деградация зашкаливает не только нищеты но и морального плана.
Не верю в разнообразную статистику по делу и без дела. Включая и о т.н. бедности. Эта статистика как «дышло». Куда повернул туда и вышло. Каждая «сторона» пытается повернуть её в свою сторону. И гос. структуры, но особенно т.н. «либерал демократы», недавно с треском проигравшие выборы. Личные наблюдения дают неоднозначную картину. Билеты на зарубежные курорты, если не в тур. группе, надо заказывать заранее. В сезон и не достать. Авто на улицах множество. В час пик легче до работы на велосипеде доехать, чем на транспорте. Командировки в малые города России показывают, что там все значительно сложнее. Хотя голодающих не встречал. Конечно …. Олигархи, воры всех мастей, коррупционеры …. Более чем хватает. Но вот странное наблюдение. В доме, где живу довольно много официально не работающих граждан. И у большинства весьма престижные «авто». Откуда? Так что стандартный российский вопрос – кто виноват и что делать, остаётся открытым. Увы.
Согласна, Алекс. Идет массовое расслоение общества и МНОГО ЛЮДЕЙ ПЕРЕСТАЮТ РАБОТАТЬ. Не видят перспективы. Работодатели дерут три шкуры с простых людей. Безсовестность и обдираловка к наемному персоналу зашкаливают повсеместно. Ситуация более чем критическая. Напоминает революционную. Хуже если народ возьмется за вилы и самострелы. Это уже в виде гражданской войны мы проходили. А теперь это кончится куда более тяжкими жертвами. Увы.
Во первых Во времена СССР говорили в деревнях так: Уеду в город Буду питаться одной водой с хлебом Но в деревню не вернусь А мерилом бедности в деревне это наличие коров? А их перестали держать,перестали картошку сажать Значит есть есть что. Не вижу я сильной бедности. Заработать можно всегда НО нужно работать
Не верю ни в какую «революционную» ситуацию. Народ «сыт» переворотами. Последний в 90-е окончательно закрыл вопрос. Требование одно – снизить «расслоение» до оптимального уровня. Где этот уровень – никто не знает. Но кто плодит воров – коррупционеров? Увы. Частенько мы сами и плодим. С мелочей. Вот я, например, без шоколадки для секретарши в «присутствии» не хожу. Грешен. Может с этого и начинается коррупция. Повторюсь – встречаю все больше якобы не работающих официально персон с особняками и супер авто. Это не чиновники взяточники. Так что разбираться еще долго придется. Кстати, у меня есть и родственники на «периферии» в селе. Совершенная самостоятельность. Большое хозяйство, порядок и никакой бедности.
Вот когда россияне начинают прибедняться, мне становится смешно. Потому что они просто ЗАЖРАЛИСЬ. Приезжайте к нам, в Кыргызстане, и попытайтесь выжить на 2 тысячи рублей в месяц с ценами, как в России. И я на вас посмотрю.
Ну и че? У меня друг из Узбекистана за коммуналку в панельном доме платит в месяц за все ЖКХ 890 в переводе на российские рубли. Квартира двухкомнатная. При этом есть дача с натуральным хозяйством, так что выжить можно. Другой вопрос в России где цена только на молоко около 100 рублей http://nashaplaneta.su/news....4-32796
А ты не задавалась вопросом почему российские ученые едут на Запад? "только в 2016 году из страны уехало 44 тысячи ученых. Это в два раза больше, чем было за три года до этого" - https://hollivizor.ru/blog....chenyih Есть среди них конечно и с именем, но по большей части это вчерашние студенты которые получив образование и корочки не видят дальнейшей перспективы работать в России. Ну а то что, в Россию едут из ближнего зарубежья это тот самый факт замещения коренного населения РФ пришлым. данный факт кстати ты в прошлой с нашей переписке ты активно отрицала,чем это обосновывается?
Не сравнивайте ваш Киргизстан с богатой Россией, хотя отъехав в Красный пояс от Москвы уже будет чувствоваться разница во всем, особенно дотационные регионы. В некоторых регионах, может быть и будет уровень Киргизстана.