12 июня 1937 года по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР был расстрелян маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский
О Тухачевском можно написать целую книгу, но и она вряд ли поможет понять, кем был этот человек. Гениальный военачальник и реформатор армии, как утверждают одни, или заговорщик, военный преступник и бездарь, как утверждают другие?
Имя Тухачевского обросло мифами и легендами, да настолько, что именем человека, уничтожавшего русский народ химическим оружием в 1921 году, называют улицы в российских городах.
Вы только вдумайтесь: этот военный преступник — а никем другим его считать нельзя после отдачи приказа использовать против русских людей химические снаряды — считается военным гением и чуть ли не иконой советской военной науки.
О его судьбе бесконечно стенают либералы, дескать, был из всех тупых сталинских генералов единственный самородок калибра Наполеона и Мольтке — Михаил Николаевич Тухачевский. Да угробил его изверг Сталин, из-за чего мы потеряли в войну 26 миллионов граждан. Вот был бы жив Тухачевский, уж он бы показал кузькину мать хваленым манштейнам-гудерианам. Полетели бы от них пух и перья, и войну мы закончили бы в Берлине не в мае 1945-го, а года на три раньше.
Есть такое понятие, как магия имен. Если какую-нибудь абсолютную посредственность будут обсуждать из каждого утюга и на каждом углу, то со временем она станет легендарной и даже культовой.
Вспомним маляров-художников Малевича и Мунка, неполживого пророка и весьма посредственного писателя Солженицына, чудовищно бездарные «супергруппы» U2 и AC/DC и пародию на актрису Мэрилин Монро.
Тухачевский также стоит в одном ряду с этими ярчайшими представителями такого явления, как «магия имен», ибо до сих пор многие уверены — спасибо оттепельно-перестроечной пропаганде, что он обладал какими-то уникальными талантами, которые, при ближайшем рассмотрении у него начисто отсутствуют.
Основная его, если так можно выразиться, «заслуга» в том, что в хрущевские времена его назначили Главной жертвой сталинских репрессий в армии. С тех пор без конца стенают либералы о невинно убиенном красном маршале, которому Суворов и Скобелев в подметки не годились.
Его несуществующие полководческие таланты превозносились до небес, его весьма сомнительные теории объявлялись гениальными, даже его умение пиликать на скрипке было возведено в ранг чего-то запредельно-выдающегося. В общем, гений из гениев, с какой стороны ни посмотри.
Благодаря этому пропагандистскому навалу имеет место быть совершеннейшая дикость: улица Тухачевского в Москве соседствует с улицами, названными именами других советских военачальников. Только последние разгромили гитлеровский Евросоюз в Великую Отечественную, а Тухаченвский сам был разгромлен в советско-польскую войну 1920 года.
Причем разгромлен позорно, в силу своей зашкаливающей дурости и бездарности, ибо только дурак и бездарь способен наступать на практически добитого врага по расходящимся направлениям.
Вы можете представить, чтобы в Берлинскую наступательную операцию фронты Жукова и Конева не пошли бы на Берлин, а повернули на Прагу и Гамбург? Совершая идиотский «глубокий охват» противника, которого требовалось всего лишь добить и поставить в войне точку, а не «фигурять» изящными, но преступно-бесполезными маневрами.
Представить это сложно, потому что Конева и Жукова сложно назвать идиотами, способными выкинуть такой фортель. Но вот великий теоретик и стратег Тухачевский подобный фортель выкинул, в результате чего почти разгромленная Польша умудрилась выиграть уже практически проигранную войну.
Так что все считающие Тухачевского великим стратегом и гением, пусть лучше вспомнят, за сколько не дней даже, а часов был разгромлен его Западный фронт в 1920 году и к каким последствиям это привело. «Чудо на Висле» организовал не столько Юзеф Пилсудский, сколько Михаил Тухачевский, за что поляки должны благодарить его по сей день.
Тухачевского называют ещё и великим реформатором армии. Это тоже одна из составляющих его магии имени. Хотя если непредвзято посмотреть на его реформы, то станет, мягко говоря, как-то непонятно, за что его превозносят до небес?
Если, для примера, оценить строительство вермахта, то тут выдающиеся успехи налицо. У немцев тухачевских не было, а были реалисты до мозга костей, прекрасно понимающие, какая будет грядущая война и какое оружие для этой войны понадобится. Вот почему немцы провоевали всю войну с истребителем Bf-109 и танком Pz-IV, разработанными в середине тридцатых годов. А потом это оружие ещё успешно воевало на Ближнем Востоке, в период становления государства Израиль.
Можно привести ещё и другие образцы оружия вермахта и люфтваффе, но остановимся на этих двух. А какое оружие заказывал Тухачевский для Красной Армии? С чем она вступила сначала в финскую, а затем в Великую Отечественную войну?
Основным истребителем советских ВВС были машины Поликарпова И-16 и И-153. Последний был тихоходным бипланом, неспособным в случае чего банально выйти из боя из-за небольшой максимальной скорости. Моноплан И-16 скорость имел побольше, но удрать от «мессера» также не мог, в случае чего. Например, при израсходовании боекомплекта, малого остатка топлива, численного превосходства противника или ранения летчика.
Соответственно, и догнать «мессер» он не мог, возникни такая необходимость. Да что там «мессер» — И-16 не мог догнать даже бомбардировщик Dornier-217, максимальная скорость которого была 557 км/ч против 470 км/ч у самой современной модификации «ишака» Тип 29 1940 года выпуска. Стоит ли объяснять, что скорость — важнейшее качество любого истребителя, что в 30-40 годы, что сейчас.
И-153 и И-16 отличались очень хорошей маневренностью и под управлением умелого пилота демонстрировали неплохие результаты в воздушных боях, но чтобы завязать воздушный бой, надо элементарно сблизиться с противником. А что делать, если противник этого не хочет? Вот не хочет и всё. А догнать его нельзя, потому что максимальная скорость «мессеров» более чем на 100 км/ч больше.
В то же самое время если пилот «мессера» захочет начать воздушный бой, то пилоту «ишака» или «чайки» И-153 деваться некуда — уклониться от боя им не позволит небольшая скорость.
Кто же заказывал такие самолеты для ВВС Красной Армии? Да все тот же гений-теоретик, жертва сталинского произвола маршал Тухачевский. Интересно, в смерти скольких летчиков он виноват персонально? Сколько пилотов погибли за штурвалами «ишаков» и «чаек», не имея возможности банально выйти из боя?
Может быть, немцы были какими-то гениями в авиастроении, раз смогли разработать такие хорошие самолеты, прекрасно зарекомендовавшие себя во Второй мировой войне и даже после неё? Нет, это не так.
Один из лучших истребителей Второй мировой – британский «Спитфайр» — начал разрабатываться в середине тридцатых годов и в 1938 году пошел в серию. Прекрасный самолет, который был принят на вооружении даже в США, хотя американцы выпустили целую плеяду собственных выдающихся истребителей.
Кстати, и американские истребители Р-39 Airacobra и Р-40 Warhawk разрабатывались в середине тридцатых годов и в серию также пошли в 1938 году. Американские самолеты, как и «Спитфайр», имели максимальную скорость порядка 560-580 км/ч, то есть они могли сами навязать бой «мессеру», а при неблагоприятном раскладе выйти из него. Например, расстреляв боекомплект.
Под конец войны британский истребитель мог разгоняться до 665 км/ч, и это стало возможным благодаря хорошему модернизационному заделу самолета. Такой же задел имел и «мессер», а вот выпущенный в 1940 году И-16 модернизационного задела не имел никакого.
В войну ВВС Красной Армии вступили на устаревших самолетах, которые неплохо смотрелись году эдак в 1934, но в 1941 во всем мире на сцену вышли скоростные истребители, которые в СССР появились только незадолго до начала войны. Да ещё с кучей детских болезней, из-за чего только истребители Яковлева более-менее соответствовали заявленным характеристикам, а вот МиГ-3 пришлось снимать с производства, а ЛаГГ-3 конструктор Лавочкин довел до ума только в 1942 году, когда появился конкурентоспособный Ла-5.
Налицо отставание от немцев, англичан и американцев более чем на пять лет. На пять важнейших предвоенных лет, когда все армии принимали на вооружение те образцы оружия, которым очень скоро предстояло решить судьбу мира.
И-16 и И-153 провоевали недолго. К концу 1941 года стала предельно ясна их неэффективность, и эти самолеты снимались с вооружения. А вот Bf-109 не только провоевал всю войну, но и воевал после неё.
«Спитфайр» вообще выпускали до 1948 года. А И-16, повторимся, уже в 1942 году на фронте был редкостью. И виноват в этом не конструктор Поликарпов, а заказчик этого истребителя, который заказал маневренный самолет с небольшой скоростью, из-за чего он устарел фактически через три-четыре года после запуска в серийное производство.
Даже глядя на состояние дел в ВВС Красной Армии видно, что Тухачевский слабо представлял, какая будет будущая война. Иначе заказывал бы другие самолеты. И ладно бы он ошибся с выбором концепции истребителя, но помимо полнейшей профанации в данном вопросе он страдал ещё и клиническим милитаризмом, предлагая заказывать у промышленности десятки тысяч самолетов и танков.
Население СССР имело неудовлетворительные жилищные условия, плохо одевалось, товары народного потребления не производились в нужном количестве, но Тухачевскому на это было наплевать и он хотел, чтобы советская промышленность выпускала не продукты, одежду, посуду и мебель, а тысячи никчемных танков и самолетов.
И ему это отчасти удалось. К началу войны промышленность наклепала более 20 тысяч легких танков Т-26 и БТ, которые в войне не сыграли практически никакой роли. Немцы их щелкали как семечки даже не из пушек, а из противотанковых ружей, что неудивительно, учитывая их противопульную броню.
К концу 1941 года что Т-26, что БТ показали свою бесполезность и уже к 1943 году практически полностью перевелись в действующей армии. А вот немецкий танк Pz-IV, разработанный в 1936 году, воевал всю войну и закончил свой боевой путь в восьмидесятых годах, приняв участие в ирано-иракской войне.
К нашему несчастью, у немцев не было своего Тухачевского, заказывавшего у промышленности огромное количество малопригодной для реальной войны техники, которая тяжким грузом легла на экономику страны. К нашему несчастью, у немцев были профессионалы, которые точно знали, что именно им нужно заказывать и какие характеристики должны быть у того или иного образца оружия.
Вот почему немцы начали войну может и не с таким количеством танков и самолетов, как у СССР, но это были лучшие на тот момент истребители Bf-109, бомбардировщики He-111 и Ju-88, самолеты поля боя, пикировщики Ju-87, танки Pz-IV, самолеты-разведчики Fw-189, также у немцев были бронетранспортеры, которых у Красной Армии не было вообще, самоходные орудия, которые у нас появились в середине войны, эвакуаторы бронетехники, чего в РККА тоже не было в 1941 году, и в разы лучшая связь. Что во многом и определило катастрофу лета 1941 года.
Зато у нас были десятки тысяч легких танков с «картонной» броней и массы «ишаков» и «чаек», заказанных у промышленности Тухачевским. Слава богу, дело не дошло до перевооружения Красной Армии на безоткатные орудия и радиоуправляемые самолеты и танки, что усиленно продвигал «гений-стратег» советско-польской войны, выбрасывая на ветер миллионы народных рублей.
Трудно не согласиться с российским военным историком и экспертом в области артиллерии А. Б. Широкорадом, который, изучая разработки времен Тухачевского, поражался обилию «фантастических по глупости проектов».
За одно это, за растраченные впустую миллионы народных рублей, за вооружение Красной Армии малопригодными образцами оружия накануне страшнейшей войны Тухачевский заслуживал суда и сурового наказания.
Даже если не брать во внимание дело о планировавшемся военном перевороте 1937 года, материалы которого при Хрущеве по большей части были уничтожены, к Тухачевскому имеется ряд серьезных вопросов. Как минимум — вопрос о его профпригодности и соответствии занимаемой высочайшей должности, от которой напрямую зависела обороноспособность и безопасность страны.
Как только Сталин избавился от этого «военного гения», в СССР началась разработка выдающихся оружейных систем — самого массового за всю мировую историю самолета — бронированного штурмовика Ил-2, который выпустили в количестве 36 тысяч штук, истребителей Як-1, бомбардировщиков Пе-2, пистолетов-пулеметов ППШ, которые Тухачевский, любимчик Троцкого, называл «полицейским оружием», но именно ППШ стал одним из символов Победы.
На смену танков с «картонной» броней Т-26 и БТ, что массово заказывал гений с маршальскими звездами, в серию были запущены Т-34 и КВ с противоснарядным бронированием, но к сожалению, к началу войны обе эти машины были сырыми и не доведенными «до ума».
Великий советский конструктор артсистем Василий Гаврилович Грабин, создавший артиллерийский шедевр — пушку ЗиС-3, перед которой снимали шляпу даже нацисты, неоднократно подчеркивал кретинизм Тухачевского, заставлявшего конструктора разрабатывать некие идиотские «универсальные пушки», которые должны были одинаково хорошо бороться с танками, самолетами, укреплениями и пехотой.
Любимчику Троцкого даже не приходило в голову, что такое орудие не может быть создано просто по определению, а про «универсальную» пушку он прочитал в каком-то американском журнале и тут же загорелся этой идеей. Такой энтузиазм простителен школьнику, увлекающемуся военной техникой, но не человеку, занимавшему посты Начальника вооружений РККА и Народного комиссара обороны.
Если кто не согласен с оценкой деятельности Тухачевского, то имеет смысл просто перечислить все те образцы вооружения, заказанные гениальным красным маршалом:
— Истребитель И-15 и его модификации — как истребители устарели до начала войны, в результате чего нередко использовались в 1941-1942 годах как штурмовики. Хотя по всем показателям уступали штурмовику Ил-2.
— Истребитель И-16 — устарел к 1941 году и в 1942 почти не использовался в действующей армии.
— Танки Т-26 и БТ — на начальном этапе войны, несмотря на свою массовость, оказались не в состоянии замедлить темпы гитлеровского вторжения и к середине 1942 года о них даже не вспоминали. Как и про многобашенный средний танк Т-28 и тяжелый Т-35. Последний вообще оказался техническим курьезом, на который из бюджета были потрачены огромные деньги, а боевая ценность танка оказалась нулевой.
— Бомбардировщик ТБ-3 — бесполезен с первых дней войны.
— Бронеавтомобили БА-3, БА-5 — абсолютно бесполезная трата народных денег.
Этот список можно продолжать и далее, но уже видно, что великий гений и теоретик Тухачевский — это типичный «эффективный менеджер», способный разве что худо-бедно пиликать на скрипке и распределять денежные потоки «своим людям», таким же великим и прогрессивным «конструкторам». Единственное, что можно поставить в заслугу Тухачевскому, так это разработку реактивных снарядов РС-132, работу над которыми он курировал.
В 1938 году, когда Тухачевский уже как год ни на что не влиял в силу известных причин, была начата разработка системы залпового огня БМ-13 под реактивные снаряды М-13 (модификация РС-132), так что все попытки оттепельных перестройщиков приписать Тухачевскому «отцовство» «Катюши» абсолютно безосновательны.
Что касается его полководческих талантов, то этого великого «полководца» отмутузили на Висле очень слабые поляки, из-за чего СССР проиграл фактически выигранную советско-польскую войну.
Также не будет большим преувеличением утверждение, что на его совести тысячи погибших наших солдат не только в польскую войну 1920 года, но и сотни тысяч солдат, которым пришлось воевать на технике, не соответствующей требованиям той войны, которая началась 22 июня 1941 года.
И если честно, то до сих пор непонятно, почему именем этого «красного Бонапарта», уничтожавшего русский народ химическим оружием и одного из виновников разгрома 1941 года, названы улицы в российских городах?
Да, есть магия имен, вдолбленная на подкорку ещё с хрущевских времен, но неужели мало фактов, показывающих всю неприглядную — и это мягко сказано — суть любимца Троцкого Тухачевского?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Сейчас рассекречивают документы из военных архивов. Всплывают замечательные приказы... Впечатление будто их сочиняли, не военные. В уставе танковых войск написано: Танк должен действовать только в нападении. Поэтому легко бронированные танки всегда кидались в атаку, экипажи были плохо обучены, поэтому были громадные потери в том числе и от технических неисправностей, в том числе и мелких. Самый дерьмовый солдат вермахта перед оправкой на фронт, делал 800 учебных выстрелов, а у нас учили штыковой атаке. Наша боевая экипировка солдата: Винтовка, горсть патронов в пилотку, две гранаты. Лётчики участвовавшие в боях рассказывали, что самым частым ранение в воздушном бою были занозы. Да, да занозы. Самолёт был фанерный, при попадании в него летели щепки, которые и наносили ранения пилотам хуже чем пули и снаряды. Вся подготовка военных лётчиков сводилась к правильной посадке после полёта, по кругу. Фронтовики рассказывали о трусости и самодурстве командиров, которые, для того, что бы отличиться могли уничтожить свои части. Тухаевский был, не один была целая плеяда красных командиров, чьё время кончилось после гражданской войны, а дров они наломали, не мерено.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]