Ложь Дворковича, или Реальные причины роста цен на бензин в России
Бывший вице-премьер Аркадий Дворкович озвучил совершенно неадекватную версию причин весеннего роста цен на бензин. По его мнению, это произошло вовсе не из-за фискальной нагрузки на нефтяников и откровенных просчетов в управлении отраслью, а из-за "пересменки" в правительстве, которой воспользовались нефтяные компании.
События на топливном рынке России в апреле - мае развивались весьма стремительно. 6 апреля против нашей страны был введен новый пакет санкций США, ударивший по многим российским компаниям. Инвесторы принялись выходить из российских бумаг, а рубль не без помощи ЦБ России, который скупал на внутреннем рынке валюту в интересах Минфина, начал тонуть.
Параллельно с этим произошел рост цен на нефть до максимумов с 2014 года, что сделало экспорт для нефтяных компаний крайне выгодным, они сократили продажи на внутреннем рынке, и это привело к росту цен. Эту нехитрую мантру всю весну озвучивали многие чиновники, и она стала официальной версией российских СМИ. Все дружно указывали на нефтяников, мол, это они гонят все добытое на экспорт, а внутренний рынок задыхается. Но в реальности все обстояло иначе.
Речь, в первую очередь, о неверной настройке бывшим правительством фискальной нагрузки на нефтяников, из-за чего при новых условиях налогового маневра в отрасли они были вынуждены либо спасаться экспортом, либо работать себе в убыток.
Ситуацию помогло разрешить экстренное вмешательство правительства, оно признало, что нагрузка на компании чрезмерна, и пошло на попятную. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 июля, а также об их заморозке на нынешнем уровне, после чего цены на заправках медленно поползли вниз.
На этом фоне идейный либерал Аркадий Дворкович, который до начала мая занимал пост вице-премьера, курировал ТЭК и лоббировал всю эту сумятицу, поспешил снять с себя ответственность за произошедшее и самоустраниться, намекнув, что все было бы иначе, если бы его оставили в правительстве.
Исповедь грешника
Как рассказал господин Дворкович в интервью РБК, бывшее правительство само по себе совершенно ни при чем. Все дело якобы в «пересменке» и в том, что нефтяники не упустили момент, чтобы поднять цены.
«То, что произошло на бензиновом рынке, скорее вопрос пересменки в правительстве и отсутствия должного ежедневного управления этой сложной системой сдержек и противовесов в период этой пересменки. Это не обвинение кого бы то ни было, а объективный фактор», - сказал Дворкович.
Он отметил, что из-за этой пересменки, когда в отставку ушел старый состав правительства и пришел обновленный, буквально за две-три недели нефтяники реализовали накопленный потенциал роста цен в ожидании, что вскоре налоговая нагрузка на сектор усилится.
Господин Дворкович считает, что в России существует долгосрочный конфликт между нефтяными компаниями и финансовой системой. Ситуация, по словам бывшего вице-премьера, требовала ежемесячной работы с компаниями и «балансировки интересов». Иными словами, экс-куратор ТЭК имел в виду, что в правительстве якобы постоянно велась работа по сдерживанию аппетитов нефтяников, которых обложили налогами, пообещали новые и «били по рукам», чтобы те не прихватили чего лишнего на экспорт. Эти карательные мероприятия господин Дворкович называет «четкой работой» и «балансировкой интересов».
«Если бы были четкая работа (во время смены правительства в мае), четкое управление ожиданиями, можно было бы просто распределить в гораздо более длительный промежуток времени этот накопленный потенциал, сгладить динамику цен», - указал экс-вице-премьер.
Бывший высокопоставленный чиновник также отказался комментировать решение правительства о снижении топливных акцизов и сослался на то, что пока прошло слишком мало времени, чтобы делать выводы. Следует понимать это так, что бывший куратор ТЭК недоволен действиями своего преемника Дмитрия Козака, который начал менять «заботливо» опекаемую ранее Дворковичем систему.
Ложь Дворковича, или Реальные причины роста цен на бензин в России
РБК также приводит мнение представителя господина Козака Ильи Джуса, который, впрочем, отказался комментировать не выдерживающие никакой критики высказывания Дворковича.
«Правительство приняло исчерпывающие оперативные меры для стабилизации ситуации на топливном рынке», - сказал Джус.
Как видно из слов Дворковича, он даже не отрицает, что рост цен был ожидаемым, а его личное вмешательство помогло бы лишь «сгладить динамику». Он также не отрицает и того, что правительство «подогрело» нефтяников, испугав их увеличением налоговой нагрузки. Что, в сущности, и произошло. Но что маскируется за хитрыми формулировками бывшего реформатора отрасли?
Дворкович в стране чудес
О причинах роста цен на топливо еще весной высказывались многие эксперты, и их мнение чаще всего расходилось с тем, что мы слышали, например, в эфире центральных телеканалов, транслировавших официальную версию правительства. Парадокс ситуации в том, что кабмин, вслед за ним СМИ, а также народная молва совершили подмену понятий и выдали следствие проблемы за ее причину, обвинив во всем лишь нефтяников. Еще раз отметим, что совещание у господина Козака стало лучшим доказательством необходимости исправлять ошибки Дворковича.
В начале июня координатор движения «Общество синих ведёрок» Петр Шкуматов детально объяснил принцип формирования цены на бензин и дизтопливо в России и указал на несовершенство механизма налогового маневра правительства, который дал сбой в условиях роста нефтяных цен и ослабления рубля.
Эксперт тогда объяснил общественности эту проблему при помощи простых цифр, взяв за пример цену бочки нефти в 1 тыс. рублей. При этом метаморфозы этой цены автоэксперт рассмотрел на примере только двух сборов: налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины.
«Нефтяная компания (НК) добывает нефть при себестоимости добычи 200 рублей. Далее приходит государство и требует НДПИ 400 рублей. Итого на выходе из скважины нефть для НК стоит 600 рублей. Далее НК должна эту нефть продать», - рассказал о механизме эксперт.
Если нефть идет за границу, то компании до налогового маневра (столь поддерживаемого Дворковичем) необходимо было выплатить пошлину в размере 30%. Таким образом, при продаже бочки за 1000 рублей компания получила бы прибыль всего в 100 рублей. Так как за 200 рублей она добыла сырье, 400 рублей уплатила в качестве налога и еще 300 – в виде пошлины.
Господин Шкуматов добавил, что нефтяники могут продать добытую нефть и на внутреннем рынке и не платить пошлину. Чтобы получить те же 100 рублей прибыли, компания могла продавать бочку не по 1 тыс., а по 700 рублей. Таким образом, стоимость на внутреннем рынке была ниже ровно на величину экспортной пошлины.
Затем эксперт рассмотрел ситуацию при налоговом маневре, курируемом Дворковичем. Налоговые платежи оказались перенесены в НДПИ, а компании предполагалось со временем освободить от уплаты экспортной пошлины.
«НК добыла бочку нефти с себестоимостью по-прежнему 200 рублей. Но НДПИ для нее составил уже не 400 рублей, а 700 рублей. Итого цена бочки нефти для нефтяной компании составила 900 рублей. Но! Теперь НК может продавать нефть за границу без пошлины», - пояснил принцип Шкуматов.
Это сразу поставило пред компаниями вопрос о том, куда продавать нефть. Если она пойдет за границу, то это по-прежнему даст 100 рублей прибыли. А реализация на внутреннем рынке даст убыток в 200 рублей. Но внутренний рынок ведь не может не иметь никаких объемов вообще, поэтому продажа туда тоже осуществляется, заметил Шкуматов.
«Нефть на НПЗ будет тоже продана, но уже по мировой цене в 1 тыс. рублей за бочку, и иначе быть не может, так как продавать нефть себе в убыток будет только сумасшедший», - заявил Шкуматов, объясняя рост цен.
В действительности этот фискальный казус создал невероятную ситуацию. За январь - май 2018 года цены на бензин в России выросли на 7,7%, обогнав инфляцию почти в 5 раз. Ситуация эта затронула буквально всех – от промышленной отрасли страны до авиаперевозчиков, сельскохозяйственных предприятий и рядовых граждан, которые вынуждены были переплачивать за бензин на заправках.
Производители же стали закладывать возросшие топливные расходы в конечную стоимость продукции. Не лишним будет и напомнить, например, о произошедшем уже сейчас росте стоимости авиаперелетов – компании вслед за флагманом «Аэрофлотом» начали объявлять о повышении топливного сбора. Отсюда и рост стоимости турпутевок для населения, причем в самый разгар сезона отпусков. Применительно к данной ситуации легко можно было бы подобно Дворковичу, обвинившему нефтяников в росте цен, свалить всю вину на авиакомпании. Однако не стоит забывать, что стало первопричиной этого процесса.
Вспомним тут и массовые обращения недовольных автовладельцев в мае - июне, призывавших бойкотировать АЗС «обнаглевших» крупных российский нефтяников, чтобы наказать их за то, что они увеличивают цены. Совершенно очевидно, что это глупость. Так как компании запросто могли бы с большей выгодой реализовать непроданное «отказавшимся» автолюбителям топливо в другом месте, да и цены завышают не самостоятельно. Таким образом, СМИ и чиновники попросту ввели людей в заблуждение. Что сейчас пытается сделать и Дворкович, повторяя ту же мысль, но с другой стороны.
Попытка переложить с больной головы на здоровую
Именно так эксперты оценивают новый демарш Дворковича, предпринятый им в полном отрыве от реальности. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев заявил Царьграду, что бывший вице-премьер попросту хочет переложить ответственность с правительства на компании.
«На самом деле компании вообще ничего не могут сделать в этой ситуации. Если говорить о том, какую прибыль компании получают от продажи, то она 2%. Основная часть розничной цены бензина – 70% - это налоги. То есть сфера ответственности компаний. Есть еще и тарифы естественных монополий, но они имеют существенно меньшее значение. А сами нефтяники практически никакого влияния на эти цены не имеют», - сказал Танкаев.
«Все это – обычная фикция. Такого рода заявления делались всегда для того, чтобы с больной головы переложить на здоровую. Я считаю, что это заявление политическое. Никакого экономического смысла и тем более последствий для страны оно иметь не может», - отметил эксперт.
Танкаев также обратил внимание, что после каждого кризиса кабмин перехватывает управление топливным рынком, как рынком наиболее социально значимых товаров. Затем, по его словам, правительство «никак не может это управление вернуть рынку». В результате после каждого кризиса «с определенным зазором» возникает и бензиновый кризис. Нынешний кризис, напомнил Танкаев, уже четвертый по счету.
«Надо сказать, что правительство почему-то ничему не учится на своих ошибках. Если регулировать рынок административными мерами, то в пике кризиса это, конечно, эффективно. Но когда кризис проходит, оказывается, что производство и продажа бензина экономически нецелесообразны. Соответственно, падают производственные показатели и начинаются проблемы с продажей бензина. Мы сейчас видим именно эту ситуацию», - сказал Танкаев.
По его словам, сейчас производство бензина является фиксированным, хотя идет рост потребления, однако реализация каждого литра бензина приносит убыток в 3 рубля. С этой ситуацией могут справиться крупные компании, а вот мелким приходится туго, и в настоящее время процесс закрытия частных заправочных станций уже начался.
Весь процесс, курируемый ранее господином Дворковичем, может привести к страшнейшим последствиям. «Пожарные» меры нынешнего правительства могут сбалансировать ситуацию, однако на рынке уже произошли необратимые изменения, считает эксперт.
«Постепенно будет возникать проблема с покупкой бензина и дефицит. В какой-то момент, когда этот процесс станет неуправляемым, цены могут подскочить. Причем не на 3 - 5%, а в 2 - 2,5 раза, как это было в 2000 году или 2007 - 2008 годах», - отметил Танкаев.
Подводя итог странному выступлению Дворковича и анализу причин топливного кризиса, становится очевидно, что бывший вице-премьер был ответственным за процесс, который уже нанес и еще нанесет мощнейший удар по экономике России, ее топливному рынку и, в конечном итоге, по населению. Ответственность эту Дворкович очень хочет с себя снять, вновь обвинив нефтяников во всех смертных грехах.
При этом бывший вице-премьер допускает заявления, явно рассчитанные на обман жителей России, ведь не каждый гражданин – экономист, который понимает все фискальные хитрости. Объясняя ситуацию ложными аргументами «как бы» для людей, бывший куратор ТЭК о самих людях не вспоминает. Но именно населению на своих плечах придется переносить последствия всех реформ.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Знаменитый "налоговый маневр", в результате которого взлетели цены на бензин, придумал господин Силуанов, но Путин об этом стыдливо умолчал. Сказал лишь, что "маневр" был ошибкой, ну а кто ошибся то? Ошибка с неба упала?
Кстати, два года назад правительство пообещало снизить пошлину на 11 тысяч рублей, но потом забыло о своём обещании (бывает). А тут со всеми этими событиями пришлось снижать аж на 3 тысячи рублей и это снижение преподносится как великая благодать для автомобилистов. А где же ещё 8 тысяч? О них забыли (бывает).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]