Ликвидация военных кафедр в вузах — шаг к профессиональной армии?
Правительство планирует провести очередную структурную реформу армии — на сей раз дело касается подготовки студентов государственных вузов. Минобороны России предлагает упразднить военные факультеты, кафедры и другие подразделения военной подготовки при вузах, создав на их базе унифицированные военные учебные центры. Заявленная цель законопроекта — «повышение эффективности обучения граждан в структурных подразделениях военной подготовки при вузах». Если посмотреть в корень, можно увидеть в нем первую робкую попытку создания контрактной армии.
В настоящее время в вузах России действуют 54 военные кафедры. Отучившийся там курсант по окончании университета получает офицерское звание и уходит в запас, будучи готовым, по первому требованию военкомата, принять участие в военных сборах. Советская система добросовестного обучения студентов, увы, осталось в прошлом, и сегодня большинство кафедр не может похвастаться серьезным уровнем подготовки. Скажем еще откровеннее: для многих это отличный вариант «откосить» от воинской службы, пройдя через ее жалкое подобие (зачастую — не без мзды руководству кафедры). Законопроект Минобороны предлагает кардинальным образом изменить существующий порядок: из его содержания следует, что после ликвидации военных кафедр как класса студенты всех вузов, желающие получить офицерское звание, будут обязаны перед этим заключить контракт с Минобороны и пойти на реальную службу.
Вот как это сформулировано в самом документе:
«Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона и присваивает ему воинское звание офицера.
Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом».
В общем, халява закончилась, господа. В случае принятия закона те, кто не пойдет служить по контракту после военного учебного центра, не только не получат офицерское звание, но и будут призваны армию в качестве простых срочников-рядовых, к тому же будут обязаны компенсировать Минобороны свое обучение в студенческий период. В военном ведомстве уточняют, что создание военных учебных центров не предусматривает увеличения общего числа граждан, привлекаемых к военной подготовке. Пусть так, но общее число призывников и контрактников после этого нововведения точно должно увеличиться. И централизованная подготовка на сборах в реальных военных частях, на базе военных университетов, надо полагать, точно не убавит профессионализма у неофитов.
Впрочем, подождем реализации этой идеи, прежде чем делать более серьезные выводы. Главное, чтобы эти самые новые учебные центры не стали поводом к очередному распилу государственных денег, что у нас частенько случается. В заключение приводим экспертную оценку, которой с «Катюшей» поделился доктор военных наук, экс-офицер Генштаба, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.
«С одной стороны, перемещать армейскую подготовку в учебные центры — это значит отрывать студентов от учебы. Все-таки с военной кафедрой они могут спокойно учиться в рамках этого же вуза. Что же касается самого уровня подготовки, в центрах он, бесспорно, будет выше, чем на кафедре, потому что там студенты окажутся в традиционной военной среде и будут решать задачи, характерные для солдат-срочников.
В целом же, нам надо увеличивать количество профессиональных военных учебных заведений, так как укомплектованность офицерского состава ВС сегодня нельзя считать полноценной. Проворовавшийся экс-министр обороны Анатолий Сердюков (при Сердюкове 65 военных вузов «оптимизировали» до трех учебно-научных центров, 11 академий, трех военных университетов с 25 усеченными филиалами — прим. ред.) сократил очень много высших военных учебных заведений. И думаю, что нам пора уходить от системы учебно-научных центров, представляющих из себя "оптимизированные" объединения все тех же филиалов военных вузов, не связанных непосредственно с руководством главного штаба соответствующего рода войск. На мой взгляд, это неправильно. Пора возвращаться к той системе, которая эффективно работала до Сердюкова, — военные вузы с собственным, отдельным руководством, напрямую связанным с генштабами», — отметил Сивков.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Ликвидация военных.... вообще как таковых, только прикормленные псы из ЧВК. Именно это интересует олигархат. Тенденция идёт к упразднению армии как таковой в принципе, ибо покорённым рабам не положено уметь воевать и быть знакомыми с оружием. ЧВК и более ни чего... мечта и планы абрамодерибасок.
Все правильно, полноценно военное дело можно освоить только в специальном центре. А потом уже можно будет выбирать, на проф пригодность к дальнейшей службе.