Чем заняться снежным вечером после катания на Эльбрусе или на Чегете? Пить глинтвейн, есть шашлык и слушать колоритные байки у камина. Почитайте наш страшный, но симпатичный полтергейст-гид по Приэльбрусью, чтобы быть готовым и не закричать от страха посередине леденящей душу истории, которую вам могут рассказать в любой горной хижине.
Эльбрусская дева: оставайся, мальчик, с нами
Эльбрусская дева — молодая женщина-призрак в белой фате, у нее длинные черные волосы, а вместо пальцев на руках — острые стальные альпинистские крюки. Это самая известная страшилка в Приэльбрусье.
Встреча с девушкой-видением предвещает беду. Если окажетесь в компании с альпинистами-ветеранами — из тех, кто поднимался на Эльбрус еще в 80-х, услышите истории от первого лица. Собеседник может поведать, как дева звала его сквозь пургу за собой — чудом он не поддался мороку, а потом видел, что там, куда она его манила, была трещина или ледяной обрыв.
Однажды, по легенде, в Приэльбрусье приехали иностранные альпинисты — они искали проводника, который отведет их на пятитысячник. Помочь им согласился молодой пастух. Его отговаривали от этой затеи все: и старики, и его невеста-красавица. Но юноша все же повел группу на вершину.
В середине пути началась пурга и покорители горы захотели вернуться в лагерь. Горец разозлился, обозвал чужеземцев трусами, решил сдержать слово и дойти до вершины горы, отправился в путь один и пропал. Когда улеглась непогода, на поиски любимого пошла его невеста.
Девушка нашла тело в ледяной трещине, взмолилась Аллаху не разлучать ее с женихом — и в тот же миг обратилась в ледяную деву. С тех пор она ходит по окрестностям и мстит за смерть возлюбленного. В книге Юрия Визбора «Завтрак с видом на Эльбрус» есть персонаж по имени Иосиф. Чтобы подчеркнуть крутой характер горца, автор объясняет, что о нем рассказывают такие истории: «Будто встречал Иосиф саму эльбрусскую Деву — широко известное привидение в белом платье, с распущенными черными волосами и с ледовыми крючьями вместо пальцев.
Но не закрыл перед нею в эльбрусской пурге глаза, не грохнулся в снег на колени, а гордо сверлил ее орлиным взглядом. Когда же Дева положила свои железные, источающие ледяной могильный холод пальцы на его плечо и тихо сказала: „Оставайся здесь", будто Иосиф твердо покачал головой — нет, мол, не останусь. И Дева исчезла…
По другой версии, имел Иосиф строгий разговор с Девой, коря ее — и совершенно справедливо! — за то, что она погубила у себя на горе столько молодых альпинистов». У многих жителей Приэльбрусья есть пара историй в духе «видел издалека». — Мой муж рассказывал, как он шел с другом от поляны Азау до Терскола, а за ними двигалась большая белая тень, — рассказывает местный горный гид Лиза Паль.
Она уточняет, что большинство молодых экстремалов и не местных, переехавших ради спорта на гору, не верят в Эльбрусскую деву. Но знают эту историю все.
Черный альпинист: дайте хлеба
Мужчина-призрак одиноко бродит по высокогорью Эльбруса. Он всегда в темной одежде, его лица не разглядеть: оно закрыто плотной черной маской; он подходит совсем близко, лицом к лицу.
А еще, говорят, приходит по ночам к палаткам на ледниках и разглядывает лица спящих людей. Звучит страшно, но большинство рассказчиков считает, что черный альпинист — добрый. — Он наказывает отрицательных и самонадеянных персонажей, а положительных и отзывчивых спасает от неприятностей, — разъясняет Виктор Котляров, писатель, краевед и любитель мистики.
В своей книге о мистическом в Кабардино-Балкарии «В роли охотников за тайнами „Аненербе"» Котляров пишет: «…в черного альпиниста верят настолько, что, случается, оставляют ему еду (вплоть до отдельного прибора!), так как многие альпинисты видели его воочию.
Причем черный альпинист может оказаться на вид обычным человеком, неожиданно встретившимся в горах. Отличить его можно прежде всего по темному цвету лица. Впрочем, у кого из горовосходителей оно светлое? — первым делом на высоте от ультрафиолетовых лучей сгорает — краснеет, а потом темнеет — кожа лица».
— Он помогает альпинистам, — соглашается альпинист и парапланерист Владимир Хмурый. — Если что-то случилось со снарягой — может дать нужную вещь. Я узнал эту легенду еще до переезда на Кавказ, в родном Ростове-на-Дону инструкторы по промышленному альпинизму, которые ходили на Эльбрус, рассказывали об этом явлении. Есть несколько версий появления призрака. И по некоторым из них встреча с ним может быть опасна.
Два друга шли в одной связке на вершину. Один сорвался в ущелье и повис на страховочной веревке. Товарищ, оставшийся у края ущелья, мучительно пытался вытащить бедолагу. Сорвавшийся увидел, что напарник уже выбился из сил, и попросил его обрезать веревку. И друг не стиснул зубы, а действительно сделал это.
По другой версии он и не пытался вытащить напарника, а сразу обрезал страховку, потому что ранее они поругались из-за девушки. Тело сорвавшегося не нашли, а его призрак остался в горах. Он, говорят одни, все еще ищет друга-предателя — поэтому заглядывает в палатки. Если лечь спать ногами к выходу, черный альпинист может вытащить из палатки наружу.
Еще по одной версии это заблудившийся восходитель. Он пошел вниз за хлебом для группы, заплутал в снегах и замерз. Этот призрак может прийти к альпинистам и попросить хлебушка: говорят, лучше дать, иначе он прогневается и навлечет беду.
Классический розыгрыш после этого рассказа у костра — надеть черную перчатку, засунуть руку в палатку к самым впечатлительным новичкам и хриплым голосом попросить хлеба. Некоторые считают, что черный альпинист является только тем группам экстремалов, где случился раздор.
В этом случае призрак будет оберегать людей, а если в группе дружба и мир — он просто не придет. Черный альпинист, кстати, не только эльбрусское явление. Истории о нем можно найти в разных регионах.
Снежный человек: неуловимый житель гор
Лыжники и альпинисты находят следы огромных ног на снегу в высокогорье, а местные жители рассказывают о встречах с алмасты — так кабардинцы, балкарцы и карачаевцы называют снежного человека.
Свидетельств, по словам Виктора Котлярова, не десятки, а сотни. Чаще всего алмасты описывают как существо женского пола, покрытое шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос и отвисшими чуть ли не до пояса грудями, утверждает Котляров.
Немецкий путешественник и языковед Юлиус Генрих Клапрот (1783−1835), побывавший в начале XIX века на Кавказе, оставил записки о своем путешествии. И вот что Клапрот пишет про легенду об алмасты: «Зловредный дух в женском обличии, с очень длинными волосами, живет, по их словам, в некоем лесу.
Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе. Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей.
Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть. Тот пообещал сделать это, если они скажут ему, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет».
С 70-х до середины нулевых в Кабардино-Балкарии действовала постоянная экспедиция по поиску снежного человека. Ее возглавляла Жанна Кофман, врач-хирург, альпинистка — все это время она колесила по республике на средства от сдачи в аренду московской квартиры, собирала истории местных жителей, уверявших, что встречали снежного человека, и проверяла их сообщения о следах йети.
В 2005 году она встретила в экспедиции 86-й день рождения, а вскоре в силу возраста перестала приезжать, так и не встретив своего алмасты. Сейчас Кофман живет в Париже, где родилась почти 100 лет назад. Все время ей помогали другие увлеченные люди, верящие в снежного человека.
После того, как Кофман прекратила возглавлять экспедиции, криптозоологов в Приэльбрусье стало меньше, но они есть: на поиски йети приезжают иностранцы, называющие себя учениками Кофман, и московские исследователи из «Общества друзей снежного человека».
Ну, а истории про огромные человеческие следы на альпинистской тропе или снежную бабу, бросившую доверчивых детей в кипящий котел, по-прежнему разбавляют вечерние беседы в этих горах.
Анастасия Степанова
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|