Отсутствие жизненной силы в мыслеформе или, иначе, концептуальный формализм, когда в форме нет её сути, есть причина застоя коллективного мышления, затвердения мировых идей, оскудения жизни. Человеческие мысли мертвы, когда они отделены от силы, благодаря которой происходит их материальная манифестация. Мысли без творческой энергии суть виртуальные миражи, поскольку находятся вне её смыслового поля, без которого создать реальность невозможно. Мысли, в которых нет жизненной энергии – нежить, которой не подвластно развитие жизни цивилизации. Человеческое желание жить в райских условиях на Земле не может осуществиться до тех пор, пока человек не поймёт своё отчуждение от жизненной силы, которая создаёт желаемое счастье. Ибо не существует какого-то отдельно взятого, независимого от сознания, существующего само по себе райского места, мира и процветания.
Исторический вызов современному человечеству сделала сама жизнь. Слишком глубоко был подрублен корень цивилизации - Слово, из корневой системы которого выросло мировое древо человеческой цивилизации. Начало человеческому миру положило корневое Слово системного языка жизни, из которого возникло множество слов и языков. Из священного звука, который неотделим от Слова, возникли все звуки жизни, все её слова. Это звук духовной энергии, или жизненности, фундаментальной основы всех живых миров. Слово жизни и его звучание - жизненная сила человека.
«Вот почему Господь говорит, что он «Поуруша в человеке» … прана, жизненность. Без неё человек лишен силы… Из праны исходит предприимчивость и подвиги - тормозящая сила предшествующих рождений должна уступить ей! Не ведая о такой способности, глупец проклинает судьбу, страшась последствий проявления кармы …. Каждый должен проявлять героизм, ведь без него невозможна жизнь. Жизнь – это борьба, усилие, подвиг. Бог создал человека, чтобы тот мог овладеть даром Поуруши и достичь победы».
Десакрализация человеческой жизни, изъятие из неё святости, священного Слова и навыков взаимодействия с ним, привела к выходу из матрицы жизни, отпадению частей сознания от Целого и отождествлению их с ментальными формами. Вместо управляющей структуры человеческой жизнью появился новый «менеджер» - отделившийся от Разума ум, человек стал «лепить» жизнь по своему разумению, действовать вслепую, говорить пустые слова, превращать свою жизнь в нелепицу. Жизнь вне связи с матрицей жизни (корнем древа жизни, Богом, Разумом – всё суть синонимы) и её многомерностью на Востоке назвали сансарой, колесом страданий.
Сансара – не какое-то отдельное место на земле, это состояние сознания, в котором правит ментальная двойственность его поля, где на всякое действие возникает тормозящая сила противодействия. Конфликт сил или карма как способ выживания человека, организация жизни, в которой сильный побеждает. Для выхода из этого состояния сознания человеку требуются усилия, чтобы противодействовать застою, инерции, формализму, всему тому, что приводит к страданию. Но, в отсутствии связи с источником жизненной силы, сделать это невозможно. Как невозможно из пустого кувшина напиться воды. Форма, в которой нет сути, нежизнеспособна. Поэтому выискивает способы жизни, которые бы дали ей возможность жить. Но это способ жизни паразитарной системы. Человек, потерявший жизненность, уподобляется паразиту, который питается за счёт жизненной силы других существ. Таким образом, он приспосабливается жить, конфликтуя и пожирая окружающую среду. Человек, потеряв связь с источником жизни, потерял дар речи – духовную энергию, стал думать, говорить формальными, безжизненными словами и жить, как паразит.
О потере жизненной силы и культурной мутации пишет С. Кара Мурза: «Происходит десакрализация жизни: естественный язык стал заменяться искусственным, специально создаваемым. Тепеpь слова стали pациональными, они были очищены от множества уходящих в глубь веков смыслов. Они потеpяли святость и ценность (пpиобpетя взамен цену). Это был разрыв во всей истории человечества. Ведь раньше язык, как выразился Хайдеггер, «был самой священной из всех ценностей». Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим понадобилась полная свобода слова - превращение слова в безличный, неодухотворенный инструмент. Именно устранение из языка святости и «превращение ценности в товар» сделало возможной свободу слова. «Освобождение» слова (так же, как и «освобождение», превращение в товар, денег, земли и труда) означало, прежде всего, устранение из него святости, искры Божьей - десакрализацию. Означало и отделение слова от мира (от вещи). Слово, имя переставало тайно выражать заключенную в вещи первопричину. Разрыв слова и вещи привел к культурной мутации, скачку от общества традиционного к гражданскому, западному.
Язык стал товаpом и pаспpеделяется по законам pынка. Именно деньги опpеделяют, что будет сказано, кто это скажет и тип людей, котоpым это будет сказано. У богатых наций язык пpевpатился в подобие губки, котоpая впитывает невеpоятные суммы. В отличие от туземного, язык, пpевpащенный в капитал, стал пpодуктом пpоизводства, со своей технологией и научными pазpаботками» (52, Кара Мурза, Манипуляция сознанием).
Сейчас вопрос стоит не столько о развитии цивилизации, сколько о её сохранении. Весьма актуально вернуть дар речи человечеству, жизненную силу слова, восстановить смыслы, вернуть святость и ценность языку. Естественный язык жизни - основная культурная ценность человеческой цивилизации. Безжизненные идеи, какими бы хорошими не были, нежизнеспособны. Будущего у нынешней цивилизации при паразитарном способе жизни просто нет. Выход из губительной ситуации в оживлении, наполнении жизненной энергией, миром/светом. И для этого нужны миротворцы, те, кто умеют наполнять миром мир, творить его живым словом. Миротворчеству нужно обучать и учиться. Для этого необходимы теория и практика культуры мира – как основа доктрины жизни взамен устаревшей и деструктивной доктрины смерти.
7 сентября 2017