В доисторические времена водился в наших краях сказочный индрик-зверь. Рогами своими под лесами и болотами рыл он жилища подземные. А когда пришла беда великая – Всемирный потоп, – не взяли индрика в Ноев ковчег, видимо, потому, что огромен он был…
Учёные предполагают, что индрик-зверем в старину называли мамонта. Останки этого животного в Тотемском районе находили неоднократно. В июле этого года, на речке Старая Тотьма дачники обнаружили челюсть весом 30 кг!
История Тотьмы началась с поселения, основанного выходцами из Великого Новгорода и Ростово-Суздальской Руси на правом берегу красавицы Сухоны – в 15 км от нынешнего города. Окружено оно было болотами – название его на языке коми означает «топкая земля». Перенесли город на левый берег реки в XIII веке, когда началась добыча соли. И расцвет Тотьмы связан именно с открытием соляных варниц. Соляной рассол добывали из ключей, находившихся под землёй на глубине до 270 метров. Копали колодцы, в которых накапливался рассол, устанавливали рассолоподъёмные трубы (в 1990-е годы две такие трубы ещё существовали – умели наши талантливые предки строить на века!), и рассол самотёком поднимался на поверхность. Потом его выпаривали на огромных сковородах.
Спрос на соль был постоянным, да и город для торговли расположился удачно: от Вологды по Сухоне через Тотьму и Великий Устюг по Северной Двине мореходы выходили к Белому морю. По той же Сухоне, Вычегде, далее волоками на Каму добирались на Урал и в Западную Сибирь, в освоении которой самое активное участие приняли тотемские купцы-солепромышленники Строгановы.
Для таких перевозок требовалось большое количество судов. И плотники наши строили струги, шитики, дощаники. Хорошими мастерами Тотьма всегда была богата. Рубили они и простые избы, и бани, и амбары, и богато разукрашенные деревянным кружевом храмы и терема. Их искусством и сейчас полюбоваться можно, достаточно пройтись по старым улочкам.
После набега казанских татар в 1539–1541 годах, разграбивших и разрушивших город, на возвышенности при слиянии Сухоны и Пёсьей Деньги появляется мощная деревянная крепость с восемью башнями. А через 13 лет по велению Ивана Грозного между речками Пёсья Деньга и Ковда отстраивается мужской Спасо-Преображенский монастырь. После кончины его настоятеля, монаха Феодосия Суморина, прославившегося праведной жизнью, обитель стали называть Спасо-Сумориной.
При Грозном Тотьма вошла в состав опричных земель. Посещая Вологду в 1568–1571 годах, царь бывал и в Тотьме. До сих пор зовётся Государевым луг, где были раскинуты его шатры. И место Виселки, где чинил он расправу над провинившимися. Трогать виселицы даже после своего отъезда запрещал.
С пребыванием в Тотьме Грозного связана легенда о названии речки Пёсья Деньга. Будто бы при переправе через эту малую речушку государев возок застрял. И встречающие его воевода с горожанами с другого берега кинулись в воду и на руках возок с царём-батюшкой на сухое место вынесли. Грозный царь пожелал самолично наградить подданных, да монеты из его рук в воду попадали, течением их вмиг унесло. «А и пёс с ней, с деньгой!» – утешили царя горожане.
По сей день несёт свои быстрые воды Пёсья Деньга от лесных ключей к Сухоне. Берега речки-невелички поросли кустарником, на устроенных между зарослями мостках хозяйки полощут бельё, ребята малые плещутся около. Речка хоть и быстрая, но неглубокая, а чистота воды необыкновенная: каждый камушек на дне виден. Целебные свойства этой воды никто не изучал, но творит она чудеса. В жаркий день посидишь чуток на мостках, опустив уставшие ноги в воду, а потом буквально как на крыльях взлетишь на крутой берег.
В XVII веке через Тотьму проходило до 500 русских и иноземных судов. Бойко торговали хлебом, солью, пушниной, льном, дёгтем. Англичане заводили тут свои склады, амбары, магазины. Было уже тогда в городе немало (до 16%) грамотных людей. Среди тех, кто покупал книги в Московской типографии в 1649–1664 годах, числилось три тотьмянина. «Были у крестьян целые библиотеки. Так, в собрании крестьянина волости Старая Тотьма Степана Трефильева было 8 печатных книг. Примерно в эти же годы у царевича Алексея Михайловича в личной библиотеке было 15 книг и из них печатных только 4», – отмечает учёный-краевед И.А. Соболев.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.