Иногда, чтобы понять историю какого-то явления, достаточно открыть классическую литературу, например — Достоевского. Например, роман «Идиот», оконченный в 1869 году.
И что мы там увидим?
В уста Евгения Павловича Радомского Достоевский вложил свои наблюдения о либералах Российской империи: «...никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже…». Периодически, читая комментарии к постам, хочется поаплодировать Фёдору Михайловичу.
Он тщательно разделял либерализм и Россию, словами всё того же Радомского говоря: «Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал».
Мысль кажется незаконченной? Автор её развивает: «Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!).
Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова «любовь к отечеству» стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и… надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это всё объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, — тем, что русский либерал есть покамест ещё не русский либерал; больше ничем, по-моему».
Глядя на смакующих, превозносящих, гипертрофирующих неудачи России либералов, поднимающих вой от наших побед, задаюсь вопросом: неужели за 150 лет ровным счётом ничего не изменилось? Ответ неутешителен: не изменилось. За 150 лет русский либерал так русским и не стал.
Романом «Идиот» Фёдор Михайлович не ограничивался. Выпуская журнал «Дневник писателя», Достоевский излагал в нём свои мысли, во многом пророческие. Так, в выпуске за январь 1876 года он пишет: «Либералы, вместо того, чтобы стать свободнее, связали себя либерализмом, как веревками… И когда надо высказать свободное мнение, трепещут прежде всего: либерально ли будет? И выкидывают иногда такие либерализмы, что и самому страшному деспотизму и насилию не придумать». Посмотрите на новости с Запада, где под лозунгами о свободе убивают саму свободу мысли!
Писатель обращался к либералам: «Вы будете представлять интересы вашего общества, но уж совсем не народа. Закрепостите вы его опять! Пушек на него будете выпрашивать! А печать-то, — печать в Сибирь сошлете чуть она не по вас! Не только сказать против вас, да и дыхнуть ей при вас нельзя будет!». И снова смотрим на Запад и поражаемся пророческому дару Достоевского…
В царской России к Фёдору Михайловичу не прислушались — в феврале 1917-го произошла революция. Кстати, сотню лет спустя многие не в курсе, что царя свергли либералы, а Ленин в октябре свергал уже либералов.
В наши дни либералы вновь ведут себя ровно таким же образом, кивая на «благословенную», наводнённую убивающими местных жителей мигрантами, порабощённую содомитами Европу, страстно желая подобной судьбы для России. А есть из этого какой-то вывод? А вывод сделал Достоевский в «Дневнике писателя» за июнь 1876 года: «Русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|