"Не понимая того, что в трансцендентном мире служение Господу основано на
трансцендентной любви, последователи философии
майявады содрогаются при одной мысли о том, что живое существо является слугой.
Tрансцендентное любовное служение не имеет
ничего общего с подневольным служением в материальном мире. В
материальном мире даже тот, кто считает, что никому не служит,
является рабом собственных чувств, находясь под властью гун материальной
природы. По сути дела, никто из живущих в материальном мире не может быть
господином, поэтому служение чувствам
приносит людям одни страдания. Они содрогаются при одной мысли о служении,
потому что ничего не знают о природе трансцендентного служения. В
трансцендентном любовном служении слуга
обладает той же свободой, что и Сам Господь. Господа называют
сварат, что значит "абсолютно независимый", и Его слуга тоже абсолютно
независим, сварат, так как в духовном мире никто не служит по принуждению.
Движущей силой трансцендентного служения в духовном небе является чувство
спонтанной любви. Отблеск
такого служения можно увидеть во взаимоотношениях матери и
сына, двух друзей, жены и мужа. Друзья, родители или жены служат не по
принуждению, а исключительно из любви к своим близким. Однако в материальном
мире такое любовное служение - не
более чем бледная тень истинного служения. Истинное служение,
или служение в сварупе, - это служение в трансцендентном мире,
в общении с Господом. Tем же самым трансцендентным любовным
служением можно заниматься и здесь, практикуя бхакти-йогу.
Tо, о чем говорится в этом стихе, применимо также и к представителям школы
гьяны. Когда достигший совершенства гьяни полностью очищается от материальной
скверны, то есть от грубого и
тонкого материального тела вместе с чувствами, которые связаны
с гунами материальной природы, - он погружается во Всевышнего и таким образом
освобождается из материального рабства. Гьяни и преданные, в сущности, проходят
один и тот же путь. И те,
и другие достигают освобождения и очищаются от материальной
скверны. Разница между ними заключается в том, что гьяни остаются на этом
уровне, довольствуясь элементарным знанием, тогда
как преданные продолжают процесс духовного совершенствования
в любовном служении Господу. В спонтанном стремлении служить
Господу преданные развивают свою духовную индивидуальность,
и их служение становится все более возвышенным, пока не достигает уровня
мадхурья-расы - трансцендентного любовного служения, которым обмениваются
влюбленные."(Шрила Прабхупада, Ш.Б.3)