Как строители Петербурга понаделали лишних зданий, которые потом зарисовала Екатерина
Екатерина вторая вошла в историю России и Европы, как самая прогрессивная царица того времени. Историки взахлеб рассказывают, как она полемизировала со светочами мировой мысли Вольтером и Дидро.
Все самые современные достижения того времени, тут же внедрялись в Российской Империи. Даже прививку от оспы она сделала себе публично, чтобы народ не убегал от врачей, которые хотели потыкать в него острыми шприцами с бациллами.
Разбавим тысячи публикаций ее зрелого облика, молодым портретом. Если бы тогда был изобретен IMAX то он тут же появился бы в Санкт-Петербурге и радовал бы тех у кого были деньги на билет своим стереоскопическим изображением. Можно предположить, что и Google view сразу был бы принят на ура и компания Yandex к настоящему времени уже насчитывала бы более 200 лет.
К сожалению, стереокино появилось несколько позже, Yandex предоставил пользователю возможность прогуляться по городам России, так и совсем недавно. Что же оставалось делать Екатерине в своем отсталом XVIII веке, чтобы удовлетворить свое желание увидеть столицу империи в объемном изображении? На тот исторический промежуток, только одно — заказать «аксонометрический план».
Аксонометрия (от греч. áxōn — ось и метрия), способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций.
На самом деле, история создания стерео плана, только частично связана с любовью Екатерины к модернизации. Она собиралась подправить внешний вид города и привести его полностью к европейскому виду поэтому создала «Комиссию о каменном строении Санкт-петербурга и Москвы» в 1762 г.
Для того чтобы понять кого и где нужно перестроить, недостаточно взглянуть на крыши домов, которые видны на обычных плоских планах. Описать все здания поэтическим дифирамбами в рифме, столь любимыми в те времена, не представлялось возможным. Долго, дорого (если заказывать у Пушкина, который еще не родился) и неточно. Нужен был взгляд на город со всех сторон, который совмещал бы в себе сразу черты плана и архитектурного чертежа фасадов.
Выбор пал на аксонометрию, а точнее, на «Перспективный виды» города Гааги, которые выполнил картограф, математик и график Пьер Антоний де Сент-Илер. Екатерина захлопала в ладоши, запустила руку в закрома родины, насыпала аванс и перед тем как принять в алькове очередного фаворита, приказала немедленно связаться с автором.
Логика подсказывает, что до Сент-Илера никак не могло дойти больше 20% от выделенных царицей денег, но даже от них у европейца перехватило дыхание, а на лбу выступили капельки пота. Он мгновенно принял решение, в тот же час закрыл на замок свою контору и поскакал на рынок покупать карету дальнего следования. На дверь прикрепил записку с пожеланием удачи и словами благодарности («чтоб вы все сдохли пи… ры») своим кредиторам.
Так, на столе у русской правительницы появился доклад за подписью Сент-Илера — «Проект, каким образом снять с города Санкт-петербурга геометрический и вертикальный план».
Работа закипела. Предстояло нарисовать 590 кв. м. Подготовку закончили в 1765 году и тут же начали рисовать. Понятное дело, что при государственной оплате, работа велась неспешно и с расстановкой. Неудивительно, что в 1768 году пришлось снова побеспокоить альков императрицы и подать просьбу об увеличении финансирования и продлении работ еще на три года. Не выходя из-за портьер любовного ложа, Екатерина согласилась и отсыпала еще денег...
И вот тут случилось страшное. Видимо, кредиторы Сент-Илера оказались людьми непростыми, а влиятельными и злопамятными. Хоть это и заняло у них несколько лет, но они все-таки получили российскую визу и, видимо, в 68 году прибыли в Петербург проведать давнего знакомого. Только так можно объяснить поведение Сент-Илера, который после получения доп. финансирования и увеличения сроков в мае, в июне уже предоставляет записку с просьбой об отставке «по причине весьма слабого здоровья".
Без европейского руководства работы еще продолжались до 73 года, но потом внезапно закончились, не дойдя до финиша.
Незаконченный план положили в архив и как водится, стали его терять с каждым годом по листочку. К нашему времени он дошел в весьма частичном состоянии — фрагментарно, обрывочном.
Обнаружив, что еще пара лет и от него совсем ничего не останется историки, удалив все неудобные фрагменты, решили его издать. Бестселлером он не стал, но тут же привлек к себе внимание альтернативных исследователей. Что же забыли удалить хранители официальной версии, по мнению, интересующихся историей товарищей.
«План П. Сент Илера, И. Соколова, А. Горихвостова»:
Вообще , конечно, странно, что такой интересный документ в архивах довели до непотребного состояния. Основной находкой «альтернативщиков» считается береговая линия с разрушенными домами. По их мнению это доказывает, что город не строили, а откапывали и ремонтировали. Даже если представить, что эти дома построили сразу после объявления Петром о зачатии города, то невозможно так разрушиться за 60 лет.
Противники утверждают, что в питерском климате и за более короткий срок можно развалиться.
Ленинградские историки получив огрызки плана из московского архива в 1947 году, тоже пытались рассмотреть, что-нибудь интересное, но разочаровались и просто выпустили книжку с картинками.
Внушительное здание странного вида, по мнению некоторых, может быть чем угодно, и даже блоком атомной электростанции.
Люди без фантазии утверждают, что это литейная мастерская, укрепленная контрфорсами.
Еще одна картинка, которая возбудила сторонников теории ремонта, а не строительства. Дело происходит на Васильевском острове.
Вот еще вопросы, которые предлагает решить план если всмотреться в него повнимательнее.
На Марсовом поле стоит, сильно огороженная, странная будка.
Сельскохозяйственные угодья отделены от поселений непонятной горкой с гаражом в окончании.
На куполе церкви есть антенна. Ну, так полагают некоторые. Военный лагерь предательски соседствует с двумя пирамидами.
Советские ученые середины прошлого века наоборот искали не странности а сходства.
План, также содержит повторы разной степени сохранности, что кстати не менее странно, чем пирамиды в солдатском лагере.
Чтобы у вас не потерялось целостное восприятие Санкт-Петербурга времен Екатерины второй, вот вам плоская карта 1753 года.
Санкт-Петербург, как-никак был столицей империи, поэтому карт с его планами сохранилось достаточно много. Надо будет, собрать их воедино и посмотреть может быть они сложатся в интересный пазл.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.