"Либерал-эмигранты» против
Интригу вокруг того, кто будет включён в очередной перечень угроз США, держали с прошлого лета: демократическая партия через конгресс пыталась взять реванш за неожиданное поражение на президентских выборах и вернуть политику администрации президента Дональда Трампа, который стал отказываться от антироссийской риторики, в жёсткий режим, выработанный при предыдущем главе государства Бараке Обаме. Им это отчасти удалось: в августе демократы в конгрессе пролоббировали принятие закона СAATSA, предусматривающего, что будут ужесточены санкции против нашей страны в целом и отдельных управленцев, бизнесменов и политиков в частности. А вот с «токсичным» списком провинившихся перед «цитаделью демократии» вышло совсем не так, как рассчитывали сторонники «ослов», символа демократов.
Очень красноречиво рассказал о том, что произошло Андерс Ослунд, сотрудник Атлантического совета, влиятельной псевдообщественной организации, близкой к демпартии. Он, по собственному признанию, консультировал Госдеп и Минфин по спискам вместе с Андреем Илларионовым, сотрудником родственного Института Катона, «либерал-беженцем» от «чекистского режима» (при котором, замечу, оба этих персонажа неплохо зарабатывали, издавая за счёт бюджета России брошюры, которые эту же Россию изображали царством тьмы при президенте Владимире Путине).
Так вот, Ослунд, кстати, присутствовавший в январе этого года на Гайдаровском экономическом форуме в Москве, заявил, что «в администрации США по необъяснимым причинам возникли непреодолимые препятствия по ранее согласованной открытой части доклада», включая, понятно, списки. В итоге, как уныло констатирует Илларионов, разработчики «соединили в один документ официальные списки руководящих сотрудников администрации Президента и Правительства России, список российских миллиардеров по версии «Форбс» 2017 года, список руководителей государственных компаний по версии РБК 2017 года. Очевидно, отдавая себе отчёт в качестве такого «документа», ни один из государственных органов США не разместил указанную открытую версию доклада на своих сайтах».
Наглецы из ЦРУ
Вот так! Просто взяли телефонную книгу и переписали всех подряд исходя из неведомых критериев по должности и размеру капитала. Если учесть, что госдеп, минфин и ЦРУ в малой степени в данной ситуации зависят от американских законодателей, а подчинены напрямую президенту, то вывод очевиден: Трамп подложил громадную свинью своим недоброжелателям из конгресса, сведя на нет их усилия, направленные не столько против России, сколько против попыток президента США проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Одновременно оппоненты Трампа получили ещё один удар: авторы чёрных списков обошли вниманием занимающих видные посты в России сторонников монетаристской политики, которую проводят финансово-банковские группы США — традиционная опора демпартии. И тем самым поставили этих известных людей в чрезвычайно неловкую ситуацию, которая у многих их коллег может вызвать размышления на тему, есть ли в нашей стране «агенты влияния» и насколько это влияние велико.
Так что пока из попыток «наказать персонифицированных носителей политики России», которая, по мнению части американского истеблишмента, нарушает право США судить и наказывать всех и вся в мире, вышел пшик. Тем не менее не стоит игнорировать неявные последствия этой комбинации. Одним из разработчиков чёрных списков является ЦРУ США, стиль деятельности которого Юрий Дроздов, легендарный отечественный разведчик и резидент в Нью-Йорке, характеризовал как «грубый и наглый, но системный».
Грубости и наглости, как видим, в опубликованной «открытой части» хватает. А что с системностью? Напомним, что в концепции национальной безопасности США до 2050 года ЦРУ одной из главных угроз обозначило российскую независимую политику, которую проводит Владимир Путин. Соответственно, надо ей системно противостоять, организуя оппозицию этой политике внутри страны. Список 96 «социально ответственных бизнесменов» с общим состоянием в 420 миллиардов долларов, как, очевидно, посчитали эксперты ЦРУ, поможет решить эту задачу, внеся раскол в российскую элиту.
Логика здесь простая: вероятные санкции могут затронуть примерно 65 процентов российских капиталов, размещённых за рубежом. Угроза их потерять, как, очевидно, рассчитывают в Госдепе и ЦРУ, может стать поводом, чтобы их владельцы начали поддерживать силы, направленные против действующей власти, ведя двойную игру. Или, по крайней мере, внесут подозрительность и нервозность в отношениях бизнеса и государства, что тоже может принести вполне конкретный материальный урон.
А ведь ещё пару лет назад Владимир Путин предостерегал наших миллиардеров от того, чтобы продолжать вывод денег в офшоры. Теперь, уверен, выводы сделают все — и власть, и крупный бизнес.
Юрий Скиданов
Политический обозреватель «Парламентской газеты»
9 февраля 2018