Иное дело — американские облигации. Держать в них под смехотворный процент российские деньги, полученные от продажи невозобновляемых ресурсов, сегодня, когда наши отношения с американцами хуже, чем во времена холодной войны, уже похоже на преступление. Однако эти деньги никто не изымает. Более того, в прошлом году, когда американцы делали нам одну гадость за другой, их объём был увеличен на целых 20 процентов.
Дорогие деньги
Более всего от американских санкций должны пострадать наши так называемые банки. У нас их сегодня 500, что гораздо лучше, чем почти полторы тысячи ещё некоторое время назад. Но и этого слишком много, если учесть, что банками многие из этих учреждений можно назвать с очень большой натяжкой. Расчётно-кассовые операции для нескольких предприятий средней руки — вот и вся деятельность таких «банков».
Но мы сейчас не об этом. Благодаря усилиям госпожи Набиуллиной кредитный рынок в нашей стране убит. При норме прибыли в 7 процентов нет смысла брать кредит под 12. Именно под такой процент выдают сегодня кредиты банки, отоваривающиеся у Эльвиры Сахипзадовны под 7,5 процента. Остальное — маржа. Банк всё-таки предприятие недешёвое.
А ведь ещё совсем недавно была полнейшая благодать. За рубежом можно было взять деньги под 1,5 процента и раздавать под семь. И всем было хорошо.
Банков у нас сегодня 500, что гораздо лучше, чем почти полторы тысячи ещё некоторое время назад.
Но американцы эту лавочку закрыли. Нет, деньги под низкий процент взять ещё можно, но на такое короткое время, что крутануть их ну никак не успеешь. Такая вот американская нам пакость. Впрочем, не нам, а банкам. Нам это всё по барабану. Но одно, правда, радует. Наш чудовищный внешний корпоративный долг в 550 миллиардов долларов слегка, но всё-таки уменьшается, хотя он по-прежнему составляет огромную угрозу нашей экономической безопасности.Три миллиарда мы переживём
Официальный представитель государственного департамента Хезер Науэрт с гордостью сообщила, что в результате новых антироссийских санкций Вашингтон сумел предотвратить наши сделки с зарубежными странами на сумму более трёх миллиардов долларов. Жуткий ущерб. Дама не знает, что эту пустяковую сумму у нас по мелочи ворует средней руки губернатор. А Турция, если решила купить С-400, то купит, как и Саудовская Аравия купит установки «Буратино».
В поведении американцев наглость сочетается с наивностью. Они страсть как любят всех наказывать, поскольку самим со времён вьетнамской войны до сих пор никто серьёзно не давал по рукам.
«Отмена этих сделок, по сути, является наказанием России, — заявляет миз (теперь надо говорить именно так, чтобы не подчёркивать замужность или незамужность женщины) Науэрт. — Почему? Потому что это означает, что в российский бюджет поступает меньше денег».
Ха-ха, скажем мы, потому что в наш бюджет постоянно не поступает куча денег.
Представитель госдепа с гордостью сообщила, что её ведомство разослало американским дипломатическим миссиям за рубежом инструкции отговаривать принимающие страны от деловых связей с Россией. Ещё раз скажем ха-ха. Европа итак у американцев в кармане, а что до остальных, то это бабушка надвое сказала. Уж если турки и саудовцы ерепенятся, то о других и говорить нечего.
Американцы неслучайно делают упор на вооружения, пытаясь помешать нашим сделкам. В этой сфере мы их главный конкурент, ослабить которого святое дело. Нам же надо понимать, что в вооружениях никаких западных запчастей быть не должно в принципе. И вообще иностранных запчастей быть не должно. Несколько ракет «Булава» упали из-за китайского клея.
Что же касается необоронных производств, то надо соблюдать разумную середину. Без международного разделения труда сегодня не обойтись. Автаркия при всём желании невозможна. Но и покупать клей за границей недопустимо.
А двигатели продаём
Несмотря на все американские выходки, мы продолжаем продавать им ракетные двигатели. Почему американцы их покупают, понятно. Наши двигатели лучше и дешевле того, что у них есть собственного. После завершения лунной программы у них с этим как-то не клеится.
Есть очень большой соблазн перестать продавать американцам ракетные двигатели в ответ на их санкции. Наши этого не делают, чтобы не потерять рынок. Ну, уйдём мы. Через какое-то время они сделают свои двигатели, и американский рынок будет закрыт для нас навсегда.
А может быть, этот решающий козырь мы держим для асиметричного ответа на случай какой-нибудь совершенной гадости типа отключения нас от SWIFT.
Юрий Николаевич Субботин
Редактор отдела политики «Парламентской газеты»
14 марта 2018