Циничный взгляд на нынешний кризис
Автор – Михаил Хазин
Если посмотреть на устройство общества (в паразитической системе. Прим. РуАН) с точки зрения максимального цинизма, то любое общество во все времена делится на три базовых группы: элита, обслуга и «быдло». Элита — это те, кто определяют «правила игры» и, соответственно, являются их основными бенефициарами (то есть владеют собственностью, те, кто «в доле»). Обслуга — это те, кто живет по созданным элитой правилам и получает за это зарплату. «Быдло» — это те, кто выживает, то есть, по каким-то причинам. не может выйти на уровень, обеспечивающий постоянную и приличную работу.
Так называемый «демократический процесс» (ТМ) — это технология, направленная на то, чтобы создать у обслуги ощущения, что она хоть как-то причастна к управлению государством и обществом. Для этого же был создан в некоторых странах «средний класс» — прослойка обслуги, которой кажется, что у нее тоже есть собственность. На самом деле нет, что хорошо видно по сегодняшней России, которая стремительно катится к ситуации, при которой граждане начинают понимать, что иметь собственность им, собственно, не по карману. В частности, в США дачи, в нашем понимании, имеют только очень богатые люди. Такая же ситуация скоро будет у нас, содержать участки, розданные людям при Советской власти бесплатно, скоро будет для обычного человека совершенно не по карману.
В прежние времена границей между обслугой и «быдлом» было образование. Получение хорошего образования гарантировало приличный социальный статус (в обслуге, разумеется), поэтому очень многие литературные произведения того времени были как раз посвящены тому, как те или иные люди любой ценой это образование получали, после чего их начинали принимать более высокие слои населения как «своих». Но сегодня этот барьер сильно размазался, и из-за всеобщего среднего образования и из-за снижения уровня образования высшего. Сейчас граница между «быдлом» и обслугой достаточно условна, стоит потерять приличную работы (или неожиданно ее получить) и ты переходишь из одной группы в другую. Разумеется, вверх всегда попасть сложнее, чем вниз. Но, тем не менее, и вверх этот барьер не закрыт.
А вот барьер между элитой и обслугой крайне высок. Собственно, в условиях стабильности вверх его можно преодолеть только через кровные связи: нужно или жениться на представительнице элиты или выйти замуж. При этом обычно для закрепления связей нужны совместные дети, иначе развод обесценивает все завоевания. Отметим, что в СССР все было иначе, барьер между элитой и обслугой был преодолим, а быдла практически не было. Но СССР больше нет, а в современной России элита состоит из нескольких крупных групп, а именно, части старой советской номенклатуры, нуворишей-прихватизаторов и высшей части уже российской бюрократии. Национальные кадры я здесь учитываю в первой группе, поскольку со времен СССР они практически не изменились. А вот выйти из элиты почти невозможно. Почему за нахождение в ней идет такая борьба.
Нужно еще учесть, что пребывание в элите вовсе не гарантия наличия у человека больших доходов. Средний уровень жизни практически гарантирован, поскольку есть доступ в «приличные дома», а значит, всегда будет нормальная работа. Но это уровень жизни нормальной обслуги (даже не высшего класса). Для вхождения в долю (в реальной собственности) нужно уже проявлять некоторую активность. Но понятно, что для представителя элиты такая активность долю практически гарантирует.
Начавшийся кризис ведет к тому, что активов становится все меньше и, впервые с 1991 года, когда новая российская элита начала формироваться, встал вопрос о ее сокращении. Поскольку никогда и нигде внутриэлиные механизмы выхода из элиты не предусматривают, это всегда создает серьезные проблемы. У нас, в основном, для этого используется «борьба с коррупцией» (ТМ), поскольку с точки зрения «демократических процедур» сам факт существования элиты уже есть коррупция. На Западе, скорее всего, для этого будет использоваться механизм тотального банкротства, но это уже детали. Главное другое.
Дело в том, что элита всегда создается рамках некоторой базовой модели, парадигмы, на основании которой она и пишет правила игры для всего общества. Если я прав и эта модель себя исчерпала, то нужна новая модель! И в элите должны появиться ее носители. Такие носители всегда приходят извне и по этой причине кризисы парадигмы — это единственное время, когда в элиту можно проникнуть, минуя кровные барьеры. То есть — это уникальный шанс для обслуги.
Иными словами, в элиту можно попасть только а) в условиях серьезного парадигмального кризиса. Это условие выполнено. б) имея четкое понимание того, как из этого кризиса можно выйти, причем публично это решение предлагая элите действующей. Тут все зависит от человека. И, наконец, в) демонстрируя правильное поведение.
Так вот, изменение состава элит всегда происходи одинаково: если из нынешнего состава элиты должно (по объективным экономическим причинам) остаться всего 40%, то «старая» элита сокращается на 80%, а потом оставшиеся 20 набираются из обслуги.
«Друзья Путина» готовы ползти к Трампу на коленях
Автор – Дмитрий Родионов
Крупные российские бизнесмены, близкие к политическому руководству России, ведут переговоры с представителями Минфина и Госдепа США о том, как можно избежать попадания в новый санкционный список. Об этом, со ссылкой на бывшего сотрудника американского внешнеполитического ведомства Дэна Фрида, сообщает Bloomberg. Он утверждает, что многие из потенциальных фигурантов списка прислали в Вашингтон своих тайных представителей.
Также сообщается, что некоторые из крупных российских бизнесменов уже провели стресс-тесты на предмет того, к чему приведет попадание в список для их инвестиций, а кое-кто уже начал распродавать свои зарубежные активы, чтобы успеть сделать это до введения санкций.
При этом Bloomberg подчеркивает, что внесение в список не означает автоматического попадания под санкции, однако повышает вероятность подобного сценария.
Список, как ожидается, будет опубликован в ближайшие дни или недели. По данным «Коммерсанта», в документ могут войти больше 50 высокопоставленных чиновников и бизнесменов.
В начале января «СП» писала о том, что Вашингтон, возможно, пытается сформировать из лояльных Америке олигархов пятую колонну. Для этого применяются консультации через некие юридические компании, ранее имевшие тесные контакты с рядом российских олигархов.
Если поверить в эту версию, выходит, что усилия Вашингтона увенчались успехом, раз потенциальные фигуранты списка сами обращаются к нему с просьбой о переговорах. Насколько это может быть опасным для устойчивости политической системы в России? И можно ли вообще доверять информации Bloomberg?
— Bloomberg считается серьёзным изданием, однако, учитывая эпидемию фальшивых новостей во многих крупных и уважаемых медиа, информация о консультациях российского имущего класса с американскими чиновниками может оказаться «уткой», — полагает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Или, что даже более вероятно, «полуправдой»: скажем, в разговоре с американским чиновником некий человек, работающий на какого-то крупного российского бизнесмена, упомянул о беспокойстве своего патрона возможным попаданием в готовящиеся «чёрные списки», из чего затем была раздута история о том, что российские богачи выстроились очередью в соответствующую американскую инстанцию с челобитными.
Что-то похожее ведь было с «порочными связями» Трампа с Россией: пара людей, связанных с тогдашним кандидатом в президенты США, несколько раз общалась с российскими чиновниками, из чего западными мейнстримовыми СМИ был сделан вывод чуть ли не о заговоре.
«СП»: — О чем свидетельствует появление этого материала именно сегодня, накануне публикации списков?
— Публикация списков — довольно горячая тема для американских СМИ, а следовательно, можно начать «топтаться» на ней заранее. Здесь, как мне представляется, время для публикации выбрано вполне удачно.
«СП»: — С кем именно могут вестись переговоры, и насколько они могут быть успешными?
— Как сообщается, переговоры ведутся с представителями Министерства финансов и Госдепа США. Если какие-то переговоры действительно имеют место, то они идут, скорее, в неформальном ключе, без каких-либо обязательств с американской стороны. Также трудно себе представить их успешное завершение для какого-то из санкционируемых российских бизнесменов. Что они могут пообещать Америке?
«СП»: — Пишут, что часть российских бизнесменов уже начала распродавать свои активы за рубежом, чтобы опередить угрозу введения санкций. Поможет ли это? Почему не пытались обезопасить себя раньше?
— В кризисных ситуациях всегда остаётся надежда на то, что вот сейчас достигнуто «дно» и начнётся отскок обратно. В данном случае — надежда на то, что санкционная «волна» не будет идти дальше и можно будет, зафиксировав потери, идти дальше. Но здесь у США логика другая — ослабить российское руководство через давление на так или иначе ассоциированных с Кремлём бизнесменов. И здесь у этих бизнесменов появляется дилемма: либо так или иначе избавиться от активов, которые могут оказаться под ударом новых санкций, или попытаться их сохранить, при этом начав переговоры с соответствующими инстанциями в США. К тем, кто пойдёт вторым путём, понятное дело, появится недоверие уже в Москве.
«СП»: — США будут пытаться вербовать кого-то из элиты для осуществления какой-то подрывной деятельности?
— Подрыв власти в стране, не через «внешние» протесты, а изнутри, через вербовку (или перевербовку) элит — вполне азбучная тактика. Вне зависимости от того, использует ли её в настоящее время Вашингтон или нет, качество российских элит вряд ли можно назвать удовлетворительным. Ведь сложилась парадоксальная и, честно признаемся, весьма пугающая ситуация, когда люди, близкие к принятию ключевых решений о настоящем и будущем России, не связывают с ней ни своё будущее, ни будущее своих детей. Трудно, да и просто глупо ждать лояльности от людей, живущих, что называется, «на две квартиры», причём хранящих всё ценное именно во второй, заграничной квартире.
Говорят, это нормальное явление для сегодняшнего дня, когда более-менее устойчивые национальные границы сосуществуют с «не имеющими Отечества» финансовыми потоками. Действительно, в глобальном мире всё так и есть. Но ведь и государственная лояльность тех или иных лиц легко может меняться в зависимости от того, в какую сторону дуют финансовые ветры. И здесь западные санкции могут иметь непредвиденные для тех, кто их принимает, последствия: российским финансовым элитам фактически предлагается определиться, с кем же они в текущей конфронтации, тем самым упростив задачу внешним наблюдателям — без всяких допросов и инквизиций.
В целом представляется очевидным, что главной внутриполитической задачей Владимира Путина, если он вновь станет президентом, будет национализация элит. И здесь внешнеполитическая напряжённость в какой-то степени является фактором, помогающим решить эту задачу.
По мнению доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, распространяемая Bloomberg информация во многом является частью кампании по давлению, деморализации и внесению раскола в российской элите.
— Этот компонент психологической войны не менее важен, чем сами фактические действия, связанные с санкциями против российского капитала. По мере нарастания градуса конфликта, будет увеличиваться и медийный накал, связанный с различными сливами, вбросами, публикациями компромата и т. п, которые как обычно будут содержать в себе правду, полуправду и ложь.
«СП»: — Есть версия, что США будут пытаться формировать из отдельных людей, попавших под санкции, пятую колонну. Насколько это может быть успешно, и к чему это приведёт?
— Такая версия является общепризнанной. Объяснение ее находится в абсолютно технологической плоскости. Использование состоятельного класса в политических целях под угрозой лишения его состояния лежит на поверхности. Соблазн сохранения своего положения в мировой системе распределения капитала чрезвычайно велик, поэтому очевидно, что определенная часть элиты может пойти на такую сделку и внести немалый вклад в расшатывании ситуации внутри страны. Однако большую опасность для социально-политической стабильности представляет системный демонтаж социального государства, который и создает питательную среду для всех внешних и внутренних деструктивных воздействий.
Вице-президент Союза кожевенников и обувщиков Владимир Денисенко о том, в какой обуви ходить просто опасно
«СП»: — Bloomberg пишет, что потенциальные фигуранты списка начали распродавать свои активы за рубежом. Успеют ли?
— Об угрозе вывезенным и хранимым на Западе капиталам российскую элиту практически открытом текстом предупреждал еще Владимир Путин. Бизнес и элита до последнего оттягивали эти действия. Проблема на самом деле заключается даже не в том, успеют ли они вернуть свои капиталы, а смогут ли они в условиях глобализации сохранить их в России, ведь контроль над всей системой капитала и собственности (и власти) принадлежит глобальному Западу. А значит, спасение в национальном государстве, против которого сам бизнес и элиты вели непримиримую борьбу, становится все более призрачным.
«СП»: — Почему озаботились этим только сейчас? В предыдущие годы было неясно, к чему все идёт?
— Постсоветская элита живет в другом мире, отличном от массового восприятия, с иным уровнем контактов и связей. Кроме того, идеологически и даже чисто психологически эта элита продолжает жить идеологемами 90-х годов прошлого века, в ситуации «конца истории», означающего, что вся система неолиберального капитализма и общества потребления и их положение в ней будет закреплено навечно, а история больше не изменится.
У постсоветской элиты отсутствует всякое самостоятельное перспективное видение, в частности того, что переход западной элиты и западного общества в посткапитализм, требующий очень много ресурсов, будет оплачен, в том числе за их счет. В эти изменения постсоветские элиты до конца не верят даже сейчас, потому что не понимают их. Действия по спасению собственных капиталов потому носят у постсоветских элит носят крайне хаотичный, ситуационный характер, но даже в этих условиях они продолжают верить в нормализацию отношений с Западом.
«Ястребы» США помогают России избавиться от олигархических элит
Автор – khazin.ru
На прошлой неделе было объявлено, что администрация США готовится представить Конгрессу так называемый кремлевский доклад — список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к высшему руководству. Этого требует прошлогодний закон «О противодействии противникам США посредством санкций», пишет «Коммерсантъ».
Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС :
На вопрос «в чем главная проблема современной России?» большинство россиян наверняка ответит: в компрадорских элитах. В коррумпированных и продавшихся Западу чиновниках. Но вот проблема: в условиях зачаточной демократии, когда действующие парламентские партии являются сплошь прокремлевскими, а оппозиционные силы упражняются в критике власти в маргинальном поле, у граждан России нет никакой возможности не только заменить нынешние элиты, но даже хоть как-то обновить правительство.
Гражданское большинство надеется на то, что после очередных президентских выборов Владимир Путин, если он будет избран (а в этом в РФ мало кто сомневается), возьмется за перетряску элит, поскольку у него нет иного выхода. Но вот парадокс: вот эту самую больную проблему взялся решить за нас, за россиян, Госдеп. В частности, в Конгрессе США готовится рассмотрение списка высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, особо приближенных к нынешнему американскому руководству.
Понятно, что список этот будет фиктивным: в него не будут включены те, кто состоит в реальных связях с американскими «партнерами» и «спонсорами»; но зато будут включены те, кого как раз таки нельзя считать «друзьями» Госдепа или лично Дональда Трампа. Но россиянам-то какая разница?
Большинству граждан РФ выгоден наезд Вашингтона на высокопоставленных российских чиновников – ну, чтобы последние научились наконец родину любить и перестали выкачивать из России сырье и деньги. Впрочем, эта сторона объявленных России санкций давно понятна. Менее понятно то, почему американские «ястребы» столь настойчивы в реализации такой абсолютно бредовой по смыслу и бесполезной по существу акции, как оглашение в Конгрессе списков своих классовых партнеров – хотя любой умный »ястреб» поступил бы на их месте прямо противоположным образом: наградил бы чиновников РФ за разворовывание российской казны и иные преступления против России.
Причина охватившего их маразма проста до безобразия: проигравшие президентские выборы демократы до ужаса боятся назвать истинных врагов США – ведь в этом случае им придется сознаться в соучастии в преступлениях против американского народа (на самом деле, причина в другом. Глобалисты не хотят тактического альянса Трампа с Россией. Прим. РуАН). Вот и приходится обыгрывать насквозь лживую версию до упора в надежде, что рано или поздно или падишах умрет, или ишак околеет: или Трампа удастся свалить, или Россия не выдержит и даст повод начать против нее полноценную «оборонительную» войну.
Нынешняя прозападная российская "элита"