Как же приятно в кои-то веки читать цивилизованную критику: без матерных слов, без цитат из Гитлера и даже без обвинений в проплаченности. Ладно, почти без обвинений в проплаченности — в последнем абзаце критик всё же не удержался и намекнул, что мы с вами работаем над «Рукспертом» по заказу Кремля:
По мнению Валентина Катасонова, авторы статьи — ура-патриоты, которые не замечают очевидного, которые отказываются признавать, что Россия вот уже двадцать глубоко сидит на нефтяной игле, и с каждым годом наша зависимость от нефти только усугубляется.
Так как я лично крепко приложил руку к созданию той статьи на «Руксперте», полагаю, будет правильно, если я и отвечу на критику уважаемого профессора.
Цитата
Пособие для ура-патриотов
«Ура-патриоты» — это агрессивные граждане, которые выкрикивают примитивные лозунги в духе «Бей пиндосов, спасай Россию». На «Руксперте» лозунгов довольно мало, а розжига и агрессии мы стараемся не допускать вовсе, ибо по нашему глубокому убеждению агрессивные ура-патриоты куда как опаснее для России, чем открытые оппозиционеры.
Называть нас «ура-патриотами» только из-за того, что мы проявляем здоровый умеренный патриотизм, нельзя: это фактическая ошибка. Мы не кричим, не материмся, не вешаем на автомобили наклейки «На Берлин» и не призываем мазать квачем инакомыслящих. Мы спокойно собираем цифры и факты о России, при этом мы прикладываем значительные усилия, чтобы проверять информацию: так, например, мы вычеркнули из оппозиционного цитатника несколько ярких цитат, которым не нашлось документального подтверждения.
Цитата
Из приведенных данных видно, что в период 1995—2005 гг. происходило постепенное нарастание доли минеральных продуктов в товарном экспорте России, а затем их доля стабилизировалась на уровне, примерно равном 2/3. Правда, в категорию минеральных продуктов кроме нефти и природного газа попали еще некоторые виды минерального сырья. Поэтому она иллюстрирует тезис о существовании не нефтяной, а сырьевой «иглы»…
…несмотря на перманентные мантры наших властей о необходимости улучшения структуры экономики и экспорта России, доля этой товарной группы продолжала потихоньку снижаться…
Здесь уважаемый профессор путает экспорт и ВВП. Проще всего объяснить разницу на примере планеты Земля. Практически 100% экспорта нашей планеты составляют спутники и космические корабли. Однако говорить о том, что мы сидим «на спутниковой игле», или о том, что в экономике нашей планеты непропорционально велика доля спутников, было бы неверно.
Нечто подобное мы видим и на примере России. ВВП России в 2017 году составил по данным МВФ примерно 1,5 трлн долларов. Это неточная цифра, однако особая точность нам сейчас и ни к чему, нам достаточно примерно сопоставить масштабы. За тот же 2017 год мы экспортировали минеральных продуктов (включая нефть, газ и так далее) на 180 млрд долларов:
Несложно подсчитать, что минеральные продукты дали таким образом нашей стране около 12% от ВВП. Это весьма существенный процент, однако надо понимать, что в настоящих нефтяных странах, таких как Саудовская Аравия или Ирак, экспорт нефти отвечает примерно за 50% от ВВП. В совсем пропащих странах, в которых не производят вообще ничего полезного, кроме нефти, эта доля доходит примерно до 65%.
Россию можно сравнить с большим крестьянским хутором, жители которого производят почти всё необходимое для повседневной жизни, от еды до гвоздей. На хуторе также есть небольшая мастерская, в которой делают, допустим, сапоги, чтобы продавать их периодически на ярмарке.
По-настоящему нефтяные страны можно сравнить уже не с полноценным крестьянским хутором, а с одиноким домиком сапожника, который вынужден постоянно работать над сапогами, чтобы не протянуть ноги от голода.
Собственно, разницу мы можем ощутить хотя бы на примере переговоров России и ОПЕК. На этих переговорах Россия раз за разом продавливает свои условия, так как у нас самодостаточная экономика, которая может выдержать даже нулевые цены на нефть. Саудиты и прочие нефтяные страны вынуждены идти России навстречу, ибо для них сильное падение нефтяных цен будет означать бюджетную катастрофу.
До кучи также замечу, что вот слепо доверять данным по минеральному экспорту я бы не стал. Пару лет назад был скандал, когда Аркадий Дворкович обнаружил, что в нашей отчётности сырьём считают, к примеру, большие трубы — весьма высокотехнологичный продукт, который производится на новых исполинских линиях российских металлургических комбинатов:
Как видим, физические объемы экспорта природного газа за период 2000—2018 гг. как минимум не уменьшились. По экспорту сырой нефти можно сказать, что они возросли. И наибольший рост объемов наблюдался по экспорту нефтепродуктов. По ходу скажу, что это основная причина того, что внутренний рынок нефтепродуктов оголяется, в результате мы наблюдаем постоянный рост цен на мазут, дизельное топливо и бензин в Российской Федерации.
В целом профессор прав, благодаря равноудалению олигархов и прочим энергичным действиям Владимира Путина нам удалось навести порядок в нефтянке и нарастить к 2004 году экспорт сырой нефти и газа до тех объёмов, которые наблюдаются и сейчас.
По нефтепродуктам однако я вынужден господина Катасонова поправить. Во-первых, мы в два с половиной раза нарастили объёмы экспорта нефтепродуктов не за счёт оголения внутреннего рынка, а за счёт строительства большого количества новых, современных, высокотехнологичных НПЗ. Только за последнюю каденцию нашего президента, с 2012 по 2018 годы, были завершены 28 (!) по-настоящему крупных проектов в нефтеперерабатывающей промышленности и в смежных областях:
Наши НПЗ — огромные, очень капиталоёмкие, супервысокотехнологичные производства, при помощи которых Россия перерабатывает нефть и газ в продукты более высоких переделов.
Обратите внимание, я написал «более высоких переделов», а не просто «высоких переделов». Это не опечатка и не косноязычие. Только наивные, слабо образованные люди думают, будто добыча нефти — это что-то примитивное, типа выращивания бананов или выкапывания песка из карьера. На самом деле, современная нефтянка — одна из самых сложных и продвинутых отраслей промышленности, на которую работает огромное количество учёных и программистов. Любопытных отсылаю к моим постам, где я рассказывал об этих космических технологиях подробнее:
Профессор Катасонов считает, что экспорт нефти и нефтепродуктов — это не благородное занятие. Хорошо, пусть так. Но что же мы должны тогда экспортировать? Айфоны? Россия действительно движется в этом направлении, из года в год наращивая экспорт айти-продуктов, однако надо всё же понимать, что банальный бензин, который льётся в бак нашего автомобиля на заправке — это как минимум столь же высокотехнологичный продукт, как и айфон.
Тут ещё много чего можно рассказать и про российские технологии, которые используются при добыче нефти, и про причины, по которым мы не можем пока что отказаться от некоторых западных технологий, и про причины пробуксовки нефтесервисной отрасли, однако это уже тема для отдельного большого разговора. Пока что просто тезисно замечу, что в нашей нефтянке хватает с избытком серьёзных проблем — вот только они лежат совсем в другой плоскости, чем то мифическое «оголение внутреннего рынка», на которое ошибочно указал уважаемый профессор.
Повторю то же самое в одном предложении. Мы резко нарастили экспорт нефтепродуктов, так как наши новые НПЗ перерабатывают всю ту дополнительную сырую нефть, которую мы добываем сейчас сверх уровня 2004 года.
Теперь о «во-вторых», о «постоянном росте цен на мазут, дизельное топливо и бензин», которые наблюдает господин Катасонов.
Действительно, цена на бензин в России из года в год растёт. Это называется словом «инфляция»: так экономисты обозначают постепенное повышение цен на товары и услуги. Вместе с ценой на бензин из года в год растут также цены на брюкву, цены на проезд в метро, цены на успокоительное и, вообще, цены почти на всё, на что мы с вами из месяца в месяц тратим деньги.
Чтобы убедиться, что цены на бензин растут со скоростью инфляции, а не быстрее, проще всего посмотреть на наши зарплаты. В 2008 году средняя зарплата россиянина тянула на 736 литров бензина, а в 2018 году — уже на 1061 литр. Если мы предположим, что бензин за эти 10 лет резко подорожал, нам придётся признать, что зарплаты тогда вообще рванули в стратосферу, тогда как на самом деле мы с вами существенного увеличения зарплат не наблюдаем:
Подозреваю, что «Справочник патриота» составляют отнюдь не патриоты, а те, кто действует по заказу. Чьему заказу? Тех, кто либо находится во власти и не способен добиться даже минимальных структурных изменений в экономике России, либо тех, кто заинтересован в том, чтобы Россия по-прежнему оставалась на «сырьевой игле».
Открою секрет: «Справочник патриота» действует по заказу нас с вами, дорогие читатели. У «Руксперта» довольно маленький бюджет, который формируется за счёт пожертвований патриотически (но не ура-патриотически) настроенной общественности. Примерно раз в год я прошу вас перечислить деньги на счёт «Руксперта», и собранных нескольких сотен тысяч рублей нам как раз хватает, чтобы скромно прожить ещё один год.
Ни одного рубля государственной поддержки «Руксперт» за всю свою историю не получил — прежде всего по той причине, что за президентские гранты отвечают не дружащие с компьютером люди, которые предпочитают финансировать проекты в духе «выстроим сотню молодых бездельников в фигуру "Россия" и выложим фотографии в соцсетях».
Может, оно и к лучшему. По крайней мере, меня не тягают в прокуратуру с требованием отчитаться за каждую выданную мне копейку, как это было в своё время с одним дружественным нашему проектом.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.