Судакский левиафан
Автор – Евгений Гайворонский
Русская весна в Крыму, как на Донбассе, не стала для ее рядовых участников социальным лифтом. Пассионариев от сохи здесь пока не убивают, но сажать уже начали. Один из подсудимых — общественник из Судака Дмитрий Джигалов. Ему вменяют разжигание межнациональной розни, но сам он уверен: это месть за борьбу с коррупцией.
Дмитрий Джигалов, фото из личного архива
Крымских чиновники часто советуют критикам встать с дивана и показать, как надо работать. Активисты Крымской весны из Судака Дмитрий Джигалов, Эдуард Яманов, Олег Семенов попытались это сделать. Теперь двое из них ходят под статьей 282 УК РФ. В понедельник 21 мая в Судакском городском суде в 9.00 по этому делу состоится судебное заседание.
Унизил правительство Болгарии
В 2014 году многие жители Судака поверили, что «старых чиновников украинского образца» в новый русский мир не возьмут. Поверил и Джигалов. В 2014 году он часто рассказывал, как перед референдумом, когда он вешал по городу российские флаги, к нему и другим активистам приезжали некие люди от мэра с угрозами вплоть до убийства. Надеялся, что это «дойдет до кого надо». Но, как и повсюду в Крыму, городская элита во главе с бессменным мэром Владимиром Серовым сохранила власть.
Джигалова и его соратников это возмутило. Они организовали в городе Антикоррупционное бюро и занялись самыми горячими городскими темами. Благо, темы эти тянутся с украинских времен.
Например, уже 10 лет общественники расследуют проблемы судакской свалки Кизилташ, где из-за бездействия случилось экологическое бедствие. Они же подняли шум вокруг судакской горбольницы, где власти одной рукой выселяли на улицу прикомандированных с материка врачей – а другой строили на больничной территории дом, в состав учредителей проекта входили мать мэра Судака и племянник главврача. Они же добивались отмены решений судакского исполкома по поводу сдачи в аренду пансионата Львовской железной дороги и незаконного строительства гостиницы на территории исторического музея «Дача Функа».
Правоохранители ни на один из этих сигналов не отреагировали. «Вместо этих дел они занялись нами», - говорит Джигалов
В начале 2017 года мэр Судака Серов подал на общественника в суд за клевету. По итогам первого этапа разбирательства, суд обязал Джигалова выплатить 50 тысяч гонорара адвокату Серова. На этом же заседании был задержан по обвинению в экстремизме и доставлен в СИЗО соратник Джигалова, общественник Олег Семенов.
Судак живет с туристов три месяца в году
Летом 2017 года Серова назначают вице-премьером Крыма. По странному стечению обстоятельств, в этот же деньпротив всех троих участников Антикоррупционного бюро - Джигалова, Яманова и Семенова возбуждают уголовное дело по подозрению в разжигании межнациональной розни.
А вскоре домой к Джигалову нагрянул из Симферополя, где теперь работал Серов, милицейский спецназ. У общественника изъяли всю оргтехнику и вывезли на допрос в Симферополь. Той же ночью Дмитрия отпустили, предъявив ему обвинение в «унижении социальной группы по признаку национальности».
Как оказалось, членов Антикоррупционного бюро обвинили в «оскорблении болгар». Поводом стал размещенный на YouTube-канале Джигалова видеосюжет о работе депутата Госсовета РК Ивана Шонуса. На ролике кто-то высказал возмущение отказом правительства Болгарии пригласить представителей РФ на 100-летие освобождения от османского ига.
Заявление на Джигалова, Яманова и Семенова написал некий Павел Повшедный. Жалобу в полицию на них же подписали 160 жителей судака. Так совпало, что все они – работники зависимых от мэрии бюджетных организаций.
«Момент на видео про правительство Болгарии это не причина, - убежденно говорит Дмитрий Джигалов. - Причина в том, что мы мешаем чиновникам. Я считаю, что возбуждение уголовного дела против нас инициировал именно Серов».
Активисты Антикоррупционного бюро Эдуард Яманов и Олег Семенов
Представители Антикоррупционного бюро Судака предоставили «Примечаниям» большой пакет собранных ими документов –общественников местным чиновникам действительно есть за что не любить.
Путину пишут? Отключить их от Интернета
В понедельник 21 мая, в 9:00 по громкому делу Джигалова и Яманова в Судакском городском суде пройдет заседание. Им вменяют ст 282 УК РФ – разжигание межнациональной розни. Сам Джигалов уверен, что таким образом местные чиновники пытаются заставить его молчать
Джигалов говорит, что под жалобой в полицию подписались не знающие сути дела люди, имеющие отношение к администрации и бюджетным учреждениям. «При этом на суде выясняется, что многие вообще не знают, что подписывали, - негодует он. – Я вижу явную заинтересованность Следственного комитета в возбуждении этого уголовного дела. При этом мы по нашим обращениям не получаем ответов».
Бывший мэр Судака, экс вице-премьер РК Владимир Серов. Фото: Тарас Литвиненко / РИА Новости
Активизацию уголовного дела против них судакские общественники связывают с их письмом в Администрацию президента о признаках превышения должностных полномочий со стороны Серова. В письме речь идет о том, что компании друзей и родственников мэра, как правило, выигрывали тендеры, близкие люди градоначальника управляют распределением торговых точек.
Из Кремля письмо перенаправили в прокуратуру Судака, а оттуда пришел ответ, что письмо перенаправлено в Следком Белогорска. Ответов по существу нет, а суд близится к завершению.
«Есть догадки, что крови не хотят, об этом косвенно говорит то, что Семенова из СИЗО перевели под домашний арест, - сказал «Примечаниям» адвокат Джигалова Алексей Ладин. - Поэтому в случае обвинительного приговора можно прогнозировать наказание, не связанное с лишением свободы.
Вероятно, цель всего происходящего – дополнительное наказание. По образцу нескольких крымских оппозиционеров, которым присудили запрет на публичную деятельность, в том числе в Интернете. Вероятно, так хотят добиться молчания от критиков власти»,- предполагает адвокат.
При этом защита рассчитывает на оправдательный приговор для общественников. Тем более, в таких делах особую роль играет экспертиза - для обвинения заключение выполнил эксперт с небольшим опытом работы, для защиты внесудебное исследование провел лингвист с большим опытом.
Первомайская демонстрация свидетелей
На суде обнаружилось много нестыковок в позиции обвинения (копии протоколов судебных заседаний предоставлены редакции). Суть их, если коротко, сводится к тому, что зависимых бюджетников привлекали в свидетели по разнарядке, как на праздник весны и труда.
«У опрошенных свидетелей показания либо противоречивы, либо недопустимы, - продолжает Ладин. - Одна свидетель прямо сказала, что подписывала все документы не глядя. Другие свидетели путаются в своих показаниях. Женщины в возрасте говорят, что «увидели ролик в топе видеохостинга», но не могут объяснить, что это значит».
По словам адвоката, «прослеживается замотивированность свидетелей обвинения, которые все являются либо сотрудниками администрации, либо МУПа. Некоторые свидетели прямо сказали, что им не нравится деятельность Антикоррупционного бюро, потому что те «приходят к чиновникам, тыкают микрофоны и мешают работать».
«У меня вообще есть большие сомнения, что заявление с просьбой привлечь Джигалова, Семенова и Яманова к уголовной ответственности подписало именно 160 человек, - говорит их защитник. - В ходе суда может выяснится, что «подписанты» вообще не знают о своем участии в письме».
«На суде инициатор подачи заявления против нас Павел Повшедный вдруг заявил, что заявление не составлял, что составлял [его] некий Мазур, а он только подписал. При этом другие свидетели говорят о том, что именно Павел составлял заявление и бегал, собирал подписи. Потом выяснилось, что жена Повшедного работает в администрации Судака и что это она попросила Павла это сделать», - добавляет Дмитрий Джигалов.
Пока идет громкий процесс, жители Судака готовятся к сезону - это единственный шанс заработать. Опрошенные нами горожане признали, что большинство судакчан пассивно наблюдает, как трое активистов воюют с системой. Некоторые боятся публично высказывать свое мнение: структура городской элиты осталась та же.
«Мы лишь хотим, чтобы чиновники соблюдали законы России»
Действительно, на манеже – все те же. По словам горожан, на расстановку сил не повлиял недолгий взлет Владимира Серова в вице-премьерское кресло, последовавшие перемены в администрации и случившаяся затем весной 2018 года массовая отставка выходцев из Судака с республиканских постов.
Попытки получить комментарий у Владимира Серова не принесли результата – на его номере уже три дня включена переадресация «абонент занят». Его бывшие помощники говорят, что вместе уже не работают и как связаться в Владимиром Николаевичем, не знают.
«К сожалению, государство не помогает таким как я, - резюмирует Дмитрий Джигалов. - Хотя мы законопослушные граждане: всего лишь стараемся заставить чиновников работать в российском законодательном поле. А они этому сопротивляются. Они до сих пор отказываются соблюдать законы России. Особенно грустно то, что даже приехавшие сюда с материка чиновники вскоре начали вести борьбу не с коррупцией и превышениями должностных полномочий, а с теми, кто пытается этому противостоять. Это дискредитирует систему в глазах крымчан».
Адвокат Ладин говорит, что в политически мотивированных делах есть и давление на суд, и спорные обвинительные приговоры. В таких случаях стоит доводить дело до рассмотрения в Европейском суде по правам человека. По мнению юриста, на сегодня это - самый эффективный метод отстаивания справедливости в борьбе с чиновниками.
Однако суды отбирают много времени и сил. И пока общественники вовлечены в разбирательства, система продолжает выгораживать сомнительных героев расследований Антикоррупционного бюро.
Кто опаснее – экстремисты или борцы с коррупцией?