В детских домах России сегодня живет около 50 тысяч детей. К счастью, их становится все меньше. По данным Минобрнауки, число ребят, состоящих на учете в государственном банке данных, только за прошедший год сократилось на 15 %. О том, могут ли сегодня одинокие дамы или холостяки с небольшим доходом усыновить детей и какие трудности еще остались на этом пути, Царьграду рассказал эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов.
Если вспомнить ужасающие цифры социального сиротства 1990-х годов и начала 2000-х, тогда детей, проживающих в приютах, было в 3,5 раза больше. Пик наблюдался в 2004 году: в специальных учреждениях находилось почти 189 тысяч сирот. И сотрудники системы детских домов, доставшейся еще с советских времен, были уверены, что воспитывают детей не хуже, чем в семье. Тогда на приемные и патронатные семьи смотрели предвзято, мол, те хотят от государства денег и льгот.Более 10 лет понадобилось обществу, чтобы понять: детские дома – это самое тяжкое испытание для ребенка в любом возрасте, даже младенческом. В последние годы изживание сиротства стало частью государственной политики: принято немало постановлений Правительства, облегчающих процедуры разных форм опеки и усыновления. И теперь общее количество сирот по России, проживающих в приемных, патронатных, опекающих семьях, а также усыновленных - 600 тысяч. Цифра огромная, но с другой стороны, она говорит и о сострадании нашего общества, нашедшего в себе силы и возможности забрать детей из приютов.
"В основном, серьезные противопоказания сегодня для приемных родителей – это состояние здоровья и жилищные условия", - поделился своими выводами руководитель социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре Александр Гезалов.
Он подчеркнул, что «не должно быть так, что у семьи нет доходов, она берет ребенка из учреждения, и непонятно, на что они будут жить».
«Бюджет семьи, желающей принять ребенка из детдома, должен быть в районе 15 тысяч рублей на каждого ребенка, - уточнил Гезалов, - в том числе и на каждого своего. Но самое главное – чтобы в семье, помимо денег, еще и отношения были нормальные. Часто бывает, что берут, а потом начинают возвращать».
К сожалению, большая часть ребят, проживающих сегодня в детдомах, уже побывали в приемных семьях. Но их вернули. А таких детей адаптировать к семейной жизни становится еще сложнее. Как выясняется, нередко опекуны, принимая на себя обязательства по воспитанию чужого ребенка, не всегда готовы справиться со своими личными ожиданиями и иллюзиями: ждут от сироты благодарности, желания быть «паиньками». Но если даже обычные дети доставляют немало хлопот своим семьям, что говорить о тех ребятах, которые выросли в сложных социальных условиях, да еще и пожили в приюте сиротами при живых родственниках.
"В этом году в Казахстане от детей отказалось 109 семей, а в России - тысяча. В прошлом году около восьми тысяч отказов было", - привел статистикау Александр Гезалов.
Каковы причины отказов? По мнению эксперта, их несколько. «Во-первых, это родственная опека. Бабушки берут и, со временем, не справляются. Бабушка одинокая, а ребенку 14-15 лет, пубертатный период. И вот таких подростков уже возвращают в детский дом. И надо опять их устраивать. А они уже никому не верят, они были в семье, при бабушке. У них начинается самый сложный возраст.
В чем еще проблема? У нас есть школы приемных родителей, которые учат, как быть приемным родителем. А как можно научить бабушку, которой уже 60 с лишним лет? Получается, что она, с теми ресурсами, которые у нее есть, пытается помогать. Ее же и жалко, с одной стороны, эту бабушку, ребенок начинает вытворять всякое, бегать из дома, а она не готова».
С начала текущего года усыновить ребенка в России стало намного проще: сократилась бумажная волокита. Набор справок, предоставляемых в органы опеки, теперь не больше, чем в визовый центр. Часть документов, за которыми раньше приходилось охотиться потенциальным родителям, собирают сами ведомства, в порядке взаимодействия между собой. В этот перечень входят справки о несудимости и из Пенсионного фонда, выписка из домовой книги, копия лицевого счета с места проживания. Будущие усыновители самостоятельно должны подготовить документы с места работы о доходах и медицинскую справку о состоянии здоровье – это самые «энергозатратные».
Из оставшихся бумаг самая хлопотная - это акт соответствия условиям проживания, который составляется после проверки органами опеки. Остальной стандартный набор, вроде автобиографии или характеристики с места работы – собрать и вовсе не составляет проблем.
Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что одинокие женщины или мужчины не имеют права усыновить детей. По российскому законодательству, таких препятствий нет. Более того, приемных родителей, не состоящих в браке, с каждым годом становится все больше. Своей статистикой поделился Александр Гезалов:
«Очень часто усыновляют именно одинокие женщины в районе 40-45 лет, уже состоявшиеся, которые не особо желают вступать в брак, но хотят материнства. Сегодня для этого нет никаких препятствий, кроме состояния здоровья. Одиноких дам-усыновителей сегодня не менее 5 тысяч каждый год. Это немного, потому что усыновительская форма – она не самая приемлемая для среднестатистического гражданина: не все готовы сразу усыновить, потерять льготы на ребенка. В основном оформляют разные формы опеки, получая от государства деньги на содержание детей. И правильно делают, я считаю. Сирота в детском доме обходится государству порядка 70 тысяч рублей в месяц. В то время, как приемная семья получает на одного ребенка в Москве 22 тысячи, в регионах – 7».
Кроме того, гражданам России, усыновившим ребенка в младенческом возрасте, полагается ежемесячная материальная помощь, такая же по размеру, как и после рождения первенца или последующих детей. В 2018 году эта сумма составляет 10523 рубля. Такое пособие усыновители будут получать до того момента, пока ребенку не исполнится полтора года. Выплачивается усыновителям единовременная матпомощь и материнский капитал.
Сложность для потенциальных родителей по-прежнему заключается только в одном: на младенцев-отказников огромная очередь из желающих.
"Сегодня проблема в том, что в детских домах остались в основном подростки от семи лет и выше, - отметил Гезалов.- Например, только во Владимирской области в очереди на младенцев-отказников стоит 180 человек, в то время как в детских домах - 130 детей. Эти 180 не хотят брать старших подростков, им нужны маленькие дети. Очередность практически не двигается, может быть, два-три в год получится, а остальные стоят. Подросток – это же не новорожденный ребенок, это уже состоявший «взрослый» ребенок. Граждане не особо хотят сталкиваться с такими трудностями".
Плюс ко всему, 80 процентов сирот, живущих сегодня в приютах и детских домах, имеют серьезные проблемы со здоровьем: синдром Дауна, ВИЧ-инфицированные, детки из психоневрологических интернатов. Для того, чтобы их воспитывать и лечить, нужен немалый семейный бюджет.
«Недавно мы устроили в семью девушку-инвалида 28 лет», - рассказал Александр Гезалов.- Она всю жизнь прожила в интернате, шансов никаких не было. Благодаря тому, что мы активно ее продвигали в интернете, нашлась семья, которая ее взяла.
Еще одна история – устраивали девочку с серьезными ожогами, она почти полностью обгорела. Слава Богу, нашлась семья, которая ее взяла. Но сейчас усыновители столкнулись с тем, что они целые недели проводят в больнице, в отделении пластической хирургии. Девочка растет, а рубцы не зарастают. Нужны постоянные пластические операции, это материальные траты, а бюджеты у семей достаточно скромные.
Сейчас занимаюсь еще такой историей: женщина онкобольная. Непонятно, какой исход. Она меня попросила найти семью, которая бы взяла ее ребенка «на передержку», в хорошем смысле слова. Потому что, если она его отдаст в приют или в детский дом, то ничего хорошего не будет. Это уже не первый случай, когда я пытаюсь найти семью, которая готова какое-то время повоспитывать ребенка мамы, находящейся в трудной жизненной ситуации. И, знаете, отклик большой очень. Несколько семей готовы взять этого ребенка, хотя у него проблемы со здоровьем».
К счастью, известные и состоятельные семьи также подают пример милосердия. Два года назад семья прославленного футболиста Сергея Семака плюс к своим шестерым детям взяла из приюта девочку с инвалидностью.
"Трудностей в процессе усыновления не было никаких, - рассказал Царьграду Сергей Семак. – Все относились с пониманием к этому вопросу. Большей частью супруга занималась и прошла школу приемных родителей для того, чтобы лучше понять, с какими трудностями придется столкнуться. Я думаю, это очень сильно помогло. А трудности в воспитании есть у всех, в любой семье. И любой ребенок не исключение. Самое главное, наверное, наша Таня чувствует себя любимой в семье, также как и другие дети. Мне кажется, ей нравится".
Приемных детей воспитывают также телеведущая Светлана Сорокина, актрисы Татьяна Друбич и Ирина Алферова, адвокат Михаил Барщевский, актер Виктор Раков, семья актрисы Натальи Белохвостиковой и режиссера Владимира Наумова и другие российские звезды.