О желании сотрудничать в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заявили еще 40 стран, кроме постоянных членов объединения. Об этом в пятницу, 15 июня, сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
«Еще сорок стран желают быть наблюдателями в этом союзе, вступить», — сказал он, выступая в Казанском федеральном университете.
По его словам, ЕАЭС показывает сейчас хороший результат: только за прошлый год торговля между членами союза увеличилась почти в 30 раз.
При этом главным внешнеторговым партнером Казахстана во всех сферах по-прежнему остается Россия. Астана и Москва совместно реализуют проекты в экономической сфере, а также демонстрируют образцовые отношения в политике и на человеческом уровне.
«Практически нет сферы, в которой наши страны не взаимодействовали бы на тесной основе», — отметил казахский лидер.
— Относительно 40 стран, которые стоят в очередь в ЕАЭС Назарбаев, возможно, и преувеличивает, но тот факт, что все больше стран с интересом смотрят в его сторону, не подлежит сомнению, — уверен эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— Глобализация по-американски зашла в тупик. Мы вступили в период распада мирового рынка на отдельные сегменты. И такой большой рынок как евразийский не может не привлекать новых участников.
«СП»: — О каких странах может идти речь?
— Речь, очевидно, идет о странах Азии, которые ищут выход своих товаров и услуг на рынки ЕАЭС. Большую привлекательность для экономического союза обеспечило принятие нового Таможенного кодекса, который задал новые стандарты для торговли внутри объединения.
«СП»: — Почему же многие постсоветские республики по-прежнему охотнее смотрят на Запад?
— Постсоветские республики смотрят на Запад по инерции. Когда тамошние элиты окончательно убедятся, что для них нет места на европейском и американском рынках, то им придется разворачиваться лицом к традиционным торговым партнерам.
«СП»: — Разногласия внутри самого коллективного Запада, в том числе, в вопросах торговли выгодны для ЕАЭС?
— Разногласия внутри Запада и торговые войны как раз и свидетельствуют о распаде мирового рынка и необходимости новых форматов взаимодействия для стран, занимающих подчиненное положение в уходящей международной системе разделения труда.
По словам заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова, интерес к полноценном членству в ЕАЭС проявляют, в первую очередь, бывшие республики Советского Союза, в частности, среднеазиатские.
— Исторически сложившиеся экономические связи были порушены, но новых рынков этими странами не было найдено. Как результат, восстановление интереса к сотрудничеству с традиционными партнерами. ЕАЭС предоставляет набор необходимых налоговых, таможенных и прочих инструментов для создания взаимовыгодных отношений. Это очень существенный фактор.
Первым в очереди на вступление среди стран Центральной Азии стоит Таджикистан. Думаю, именно Таджикистан вскоре станет шестым членом ЕАЭС. Не меньший интерес проявляют Узбекистан, Туркменистан и Молдова.
Но перспективы развития ЕАЭС выходят за рамки бывшего СССР. Различные формы экономической интеграции интересуют Монголию, Иран, Турцию, Сирию, Тунис. В первую очередь, речь идет о создании зон свободной торговли (ЗСТ). У ЕАЭС уже существует ЗСТ с Вьетнамом. Идут переговоры с Египтом и Таиландом. Список можно продолжать. Назарбаев ничуть не лукавит. Действительно, порядка 40−50 стран в той или иной степени проявляют интерес к сотрудничеству с ЕАЭС.
«СП»: — Что мешает ЕАЭС стать действительно серьезным с точки зрения экономики объединением? Почему постсоветские республики охотнее поворачиваются в сторону евроинтеграции?
— Кто куда поворачивается. Всерьез о евроинтеграции говорят, пожалуй, только в Грузии и на Украине. И это не экономический, а политический выбор находящихся у власти элит. Экономический интерес тех же Грузии и Украины лежит в России и на постсоветском пространстве. Однако воцарившиеся в Киеве и Тбилиси режимы принимают решения, идущие в разрез со здравым смыслом. Неторопливость других стран по сближению с ЕАЭС объясняется угрозой давления на них со стороны Запада. Однако эти опасения в действительности ничем не обоснованы. По крайней мере, на данный момент. Потому что Запад пока не видит в ЕАЭС ни альтернативы, ни конкурента. Однако по мере укрепления связей внутри ЕАЭС и роста экономических показателей стран-членов деструктивные процессы Западом могут быть инициированы.
«СП»: — Насколько торговые войны Трампа с Европой играют на руку нашим интеграционным проектам? Сможем ли мы этим воспользоваться?
— Евразийский экономический союз и останется евразийским, то есть объединяющим страны, лежащие восточнее ЕС. Вряд ли в ЕАЭС вступят нынешние члены Евросоюза. Однако интерес к созданию общего рынка с Россией, а не странами ЕС, у других, не вовлеченных в проект Евросоюза государств, действительно, повышается. И этому как раз способствуют торговые войны Трампа с Европой.
Справка «СП»
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан в мае 2014-го тремя постсоветскими государствами на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015-го. Изначально в союзе состояли Россия, Белоруссия и Казахстан. Чуть позже к ним присоединились Армения и Киргизия.
С 2018-го года Молдавия является государством-наблюдателем. Среди потенциальных кандидатов в члены ЕАЭС — Египет, Индия, Иран, Монголия, Сербия, Сингапур, Сирия, Таджикистан, Тунис, Турция, Узбекистан, Таиланд, Туркменистан.
Союз также имеет зону свободной торговли с Вьетнамом, Ираном, Китаем и Кубой.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.