Когда о таком говорили в ГД РФ 12 лет назад, то дело было сорвано обвинением: «вы хотите вернуться к карточной системе». На самом деле аналогичные «карточные системы» действуют не только в США, но и практически во всех богатых странах. Может быть, потому они и богатые?
Подходы меняются. В лучшую сторону меняются… Вспоминая (видимо, с некоторым внутренним запоздалым покаянием) времена Е.Гайдара, Юрий Лужков, Гавриил Попов написали статью «Еще одно слово о Гайдаре»:
«Был февраль 1992 года. На совещании, которое вел Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. <…> Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнуленным, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль.
И все тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное.
Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».
Сегодня «дурацкие» для Гайдара вопросы стали считать важными, и отвечать на них намерены. Сенатор Лисовский, например, предлагает доставлять продукты для малоимущих «Почтой России». Он очень интересно это мотивирует:
- В продовольственный набор для малообеспеченных граждан следует включать только ту продукцию, которую производят отечественные аграрии. А прямая доставка от производителя к потребителю, минуя торговые сети, приведёт к удешевлению стоимости…
Возникает и другой вопрос: приоритет по исполнению Программы продовольственной помощи малоимущим гражданам останется у Минпромторга, или будет передан Минсельхозу? Инициаторы переноса хотят одновременно поддержать и малообеспеченных жителей, и российских аграриев.
Как говорит Лисовский: «Мы считаем, что в такой набор должны войти продукты, которые в большом объёме производят наши аграрии, — подсолнечное масло, крупы, сахар, мясные консервы из курицы и свинины», — говорит первый зампред комитета. У всех этих товаров длительный срок хранения, благодаря чему их можно доставлять «Почтой России» без товарной наценки. А сэкономленные на продуктах первой необходимости деньги малообеспеченные граждане потратят на овощи, фрукты, свежую рыбу, мясо и другие товары. Включать их в набор, с точки зрения сенатора, нецелесообразно из-за малого срока хранения и невозможности заставить торговые сети отдавать предпочтение продукции отечественных производителей».
По его подсчётам, согласно проекту Минпромторга, из 300 миллиардов рублей, выделенных на реализацию программы, 150 миллиардов достанутся торговым сетям.
А если изменить оператора госпрограммы и саму систему распределения, то удастся сэкономить бюджетные средства и максимально снизить товарную наценку.
Казалось бы, речь идёт о частном благотворительном вопросе. Но позвольте оценить его с точки зрения ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Ведь на самом деле, забота о каждом – это обязанность прогресса, «прогресс только для избранных» пахнет рабовладением и фашизмом.
В этом смысле автоматизация снабжения человека всем необходимым для жизни – одно из основных направлений развития цивилизации.
Где прогресс? Где хлеб стал человеку доступнее. Чем доступнее хлеб человеку, чем менее получение хлеба обставлено всякими условиями (порой просто невыполнимыми) – тем более цивилизованным можно считать общество.
Идеал в этом смысле – моя школьная столовая из 80-х. На каждом столе тарелка с нарезанным хлебом, плюс прибор с сахаром, солью, горчицей. Горчицу старшие звали «профсоюзным маслом» - если у человека совсем нет денег, он брал бесплатный хлеб и мазал бесплатной горчицей. Ну, а если есть деньги – тогда ещё что-то заказывал. Однако наличие денег = выставлению условий, и, повторюсь, не всегда выполнимых. Абсолютная доступность хлеба – это когда его получение (пусть в ограниченных количествах) – не связано ни с какими условиями или ограничениями (за исключением, может быть, уголовных).
Всякое изобилие с червоточиной, если нет гарантии его сохранения на завтрашний день (чем грешит всегда рыночная экономика).
Ведь это только дикарь мыслит настоящим временем, человек же цивилизованный живёт в трёх измерениях времени: прошлом, настоящем и будущем. Дикарю лишь бы сегодня обожраться, а завтра хоть трава не расти… Цивилизованный человек хлеба к обеду возьмёт в меру, но желает, чтобы эта мера не уменьшалась ни при каких условиях.
В этом смысле продовольственные карточки, как страховой механизм для гражданина – очень важны для прогресса и цивилизации. Можно сказать даже, что общество не является цивилизованным, если его гражданам не предлагается гарантированный минимум.
Это касается уже древних цивилизаций: вспомним Афины с их «оболами» - по сути, продуктовыми карточками правительства полиса для обнищавших сограждан…
Но речь идёт не только о принципах человечности – о взаимопомощи, вытесняющей звериную конкуренцию за место под солнцем. Отрабатываемый на продуктовой карте механизм отношений очень важен для всех, открывает прогрессивную цивилизационную перспективу для всего общества.
Прежде всего, такие карточки – зародыш национальных денег. В них заложен избавленный от спекуляций на мировых биржах принцип полного цикла: от пашни до стола, от первой производственной операции до конечного продукта.
Человек, который не держит в своих руках весь цикл обеспечивающего его производства – подобен тому, кто лишён ключей от собственного дома.
Если ты не контролируешь какую-то стадию производства необходимого тебе продукта – ты слишком уязвим для шантажа.
Допустим, семенной фонд тебе доставляют из-за границы. Если вдруг перестанут доставлять – ты же останешься без хлеба! А как ты можешь контролировать заграничных поставщиков?
Поэтому только тот имеет ключи от собственного дома, кто контролирует весь цикл обеспечивающего производства. От семени, брошенном фермером в землю, через все промежуточные стадии, до каравая на обеденном столе.
Именно этот механизм и заложен в продуктовых картах: определённый объём оплачиваемого производства ими фермеру гарантирован, как гарантирован и некоторый объём пищи малоимущему. Производитель и потребитель связаны долгосрочным фьючерсным контрактом, в чём нам видится будущее всей экономики, если цивилизация будет развиваться. А не деградировать, как сегодня.
Дело ведь не только в том, чтобы гарантировать нужный продукт каждому гражданину. И не только в том, чтобы гарантировать оплату труда отечественного крестьянина, избавив себя от возможного шантажа иностранными поставщиками. Дело не только в понимании ПРОИСХОЖДЕНИЯ продукта, в понимании того, что продукт берётся из земли путём обработки (в фантазиях либералов продукт «возникает» из воздуха после демонстрации пачки долларов США).
Цивилизация ставит перед управленцем как экономические, так и экологические задачи.
Экономическая задача – снижать цены. Делать дорогое дешёвым. Долгосрочный фьючерсный контракт содержит в себе механизм кардинального снижения цен. Производитель отдаёт продукт без посредников (без накруток) – и не вкладывает в цену продукта риска за несбытую часть товара.
Чем ниже риск остаться с товаром на руках, не распродав его весь – тем ниже и накрутка самого производителя. Если тебе заранее гарантирует оплату определённого количества картофеля тот, кто непосредственно этот картофель потом ест – то цену на картофель можно кардинально сократить. Ни посредников, ни рисков остаться без сбыта производителю в цену закладывать не придётся!
Это решает и экологическую задачу. Если фермер не продал часть урожая, и она у него сгнила – это ведь не только убытки фермера. Это и напрасно нанесённый экологии вред. Трактор коптил, горючее жгли, почву истощали – ради чего? Продукт-то в итоге испортился, не найдя сбыта…
В долгосрочном фьючерсном контракте сбыт гарантирован на годы вперёд. Это шанс перестать переводить невосполнимые ресурсы в никуда, и производить строго-нужное количество продукта, без переработок, убытков и экологического ущерба.
В целом, одним словом, я называю это ЦИВИЛИЗАЦИЯ. То есть – власть ума и расчёта.
Если человек настолько развит, что может, с ручкой и блокнотом в руках, рассчитать, сколько ему нужно картошки или пшена на год вперёд – то он получает денежную премию за развитость.
Премия эта заключается в низкой цене гарантированных поставок через «Почту России». Заказал килограмм в день – тебе привозят килограмм в день. И стоит этот килограмм в 2, в 3, в 4 раза дешевле, чем на свободном рынке. Вот тебе и премия за ум!
Если же человек недоразвит, считать умеет плохо, рассчитать объём потребления наперёд не может – то цивилизация на него возлагает денежный штраф за тупость: иди на рынок и покупай там втридорога, раз не в состоянии наперёд предусмотреть, что заказать в заявке!
Таково экономическое будущее цивилизации, и ему нет альтернативы, если не считать альтернативой культурный регресс…
Александр Леонидов; 20 июля 2017