В советское время Свердловск был закрытым городом, и у его жителей не существовало особого выбора: где жить, делать карьеру, строить семью. Редкие счастливчики поступали в московские вузы или после мучительных усилий перебирались в столицу, карабкаясь по производственной или номенклатурной лестнице. Другие уезжали по институтскому распределению. Но все-таки большинство уральцев рождалось, жило и умирало на Урале. Другие города были чем-то очень далеким. А другие страны для большинства и вовсе лежали в параллельной вселенной.
В 1990-е люди стали мобильнее: теперь, чтобы поехать покорять Москву или Питер, стало достаточно собственной дерзости. А некоторые отправились в Израиль, Европу или США вместе с постсоветской волной эмиграции.
В наше время мир стал совсем компактным. До любой точки можно добраться меньше, чем за сутки. У большинства жителей крупных городов есть загранпаспорта. С помощью Skype или Facebook можно оставаться на связи с родственниками и друзьями из разных стран. В интернете на доске объявлений можно подыскать место работы или учебы там, где захочется жить. Десятки компаний помогают получить вид на жительство. Уже все меньше людей из поколения 20-40-летних не говорят по-английски. В таких условиях переехать куда-то стало намного проще.
Даже взглянув на героев IMC, можно понять: екатеринбуржцев разносит по всему миру, от Австралии до Канады. В этом смысле Екатеринбург вступил в эпоху глобальной конкуренции с мировыми городами. Самое главное в городе — люди. И каждый город борется за людей с другими городами. Конкуренты Екатеринбурга — не только Пермь, Челябинск, Новосибирск или Москва. Он должен каждый день доказывать своим жителям (в первую очередь — молодежи), что не хуже Мюнхена, Роттердама, Чикаго или Шанхая. Конечно, эмиграция за границу — это вопрос конкуренции более высокого уровня: государственных систем, политического строя, языка, культуры. Но и среда конкретных городов играет не последнюю роль.
Из Екатеринбурга многие уезжают. Но эта проблема любых городов: сегодня люди вообще много ездят по миру. Молодые и энергичные мужчины и женщины любых национальностей все реже подолгу сидят на одном месте, предпочитая жить и работать там, где им нравится. И в то же время, каждый год десятки тысяч людей делают выбор в пользу Екатеринбурга — кто-то оставаясь здесь жить, кто-то приезжая из других городов и стран. Мы поговорили с горожанами, гостями города и специалистами и сформулировал десять главных (на наш взгляд) достоинств Екатеринбурга. Это вещи, из-за которых тут хочется жить.
Меньше расстояния — больше времени
Говорят, Екатеринбург — самый компактный «миллионник» России. Если измерять чисто арифметически, это неочевидно: Екатеринбург — 490 квадратных километров, Новосибирск — 505, Челябинск — 530, Казань - 425, а Красноярск и вовсе 359. Но на деле оказывается, что с окраин здесь действительно быстрее добираться до центра, чем в других мегаполисах. В Новосибирске поездка из Академгородка в историческую часть города — это целое путешествие, в Екатеринбурге даже с Химмаша до центра можно доехать относительно быстро. «Голландская» сетка улиц в центре удобнее, чем характерная для допетровских городов вроде Москвы радиальная схема. В последние годы движение улучшилось за счет появления множества «односторонок». Плюс неплохо развитый общественный транспорт, включая ветку метро. Вполне реально передвигаться только на велосипеде, даже если вы живете в спальном районе. По центру можно перемещаться и пешком (по крайней мере, весной, летом и осенью). Из города близко выбираться на основные тракты, до аэропорта утром можно доехать за 20 минут — короче говоря, все эти небольшие расстояния дико экономят время, а время — это самое важное, что есть в нашей жизни. Компактность города — это еще и интенсивность делового общения: здесь за день можно провести 5-7 встреч в разных местах, в Москве дай бог успеешь на 2-3.
Торговый город
Когда-то Екатеринбург был промышленным центром, сейчас это прежде всего торговый город. У этого явления есть минусы, но, с нашей точки зрения, плюсов неоспоримо больше. Во-первых, во многом благодаря торговле город стал точкой притяжения обитателей тюменского севера, которые регулярно приезжают сюда за покупками. А значит, Екатеринбург успешно собирает свою порцию сливок с нефтяных и газовых доходов России. Потом те же жители ХМАО и ЯНАО отправляют в Екатеринбург учиться своих детей, покупают здесь недвижимость, открывают собственный бизнес. Во-вторых, судя по последним кризисам, торговля подвержена куда большей инерции и в случае экономических неприятностей не проваливается так быстро, как промышленность. Поэтому в 2008 году промышленному Челябинску было очень плохо, а торговому Екатеринбургу — тоже нехорошо, но все-таки жить можно. Ну да, весь Екатеринбург постепенно превращается в один гигантский торговый центр, а «Гринвич» и «Таганский ряд» — де-факто градообразующие предприятия. Это вызывает вздохи у представителей старшего поколения, которые привыкли измерять экономику количеством произведенных экскаваторов и труб большого диаметра. Но мир изменился, и «торговая» стратегия приносит городу заметные дивиденды.
Есть где есть
Можете называть это бездуховностью, но мы уверены: счастливый город немыслим без отличных кафе, баров и ресторанов. И Екатеринбург в этом смысле даст фору многим конкурентам. В абсолютных цифрах заведений может и меньше, чем в Москве или Петербурге, но в пересчете на 100 тысяч жителей расклад получается другой. Например, плотность кофеен в Екатеринбурге выше, чем в столице. И уровень общепита высокий: у нас есть «Реста Менеджмент», почти каждое заведение которой, — маленький шедевр; есть небольшие рестораны с независимой кухней; есть бары, куда с гордостью приводишь гостей из Европы или США; а уж о феномене екатеринбугских пабов и говорить не стоит — их обилие и уровень удивляют даже заезжих британцев. Даже в спальных районах уже обязательно есть по несколько достойных заведений, где можно позавтракать или перехватить обед. Возможно, это дело привычки, но в поездках по миру мы часто скучаем по екатеринбургским ресторанам — кухне, сервису, уюту.
Живая власть
С точки зрения политики, Екатеринбург — особая зона. Для нынешней России — скорее аномалия. Тут, мягко говоря, неформатный мэр. Здесь не стихают общественные споры на самые разные темы — от организации велодорожек до строительства храмов, от способа избрания власти до чистоплотности отдельных чиновников. Здесь несколько центров власти постоянно конкурируют друг с другом, создавая живую политическую среду. Здесь работают средства массовой информацией со своей позицией, сотни блогеров и журналистов не дают чиновникам расслабляться. Какая выгода для обычного горожанина? Да самая прямая: чем демократичнее общество, чем больше в нем свободы, тем безопаснее жить, проще делать бизнес и тем больше шансов, что власть не будет отворачиваться от запросов горожан.
Можно заработать
Екатеринбург занимает разные строчки в многочисленных рейтингах «лучших городов для бизнеса». Forbes в 2013 году критиковал город за дефицит земли для девелопмента и непреклонность арбитражных судов. Но девелоперы никуда не ушли, а для малого и среднего бизнеса этот полуторамиллионный город по-прежнему остается крайне привлекательным. Кафе, кондитерские, барбершопы и магазины открываются даже в кризис. Вузы, включая гигантский УрФУ, исправно поставляют хорошие кадры. Приезжие с севера, как уже говорилось, охотно тратят здесь нефтегазовые зарплаты. Гигантские металлургические компании дают кормиться вокруг себя целым стайкам рыбок поменьше. Да, новый жилой комплекс с кондачка вы не построите, но начать карьеру с небольшого салона цветов, киоска с сэндвичами или IT-стартапа — запросто.
Климат, погода, природа
Ну перестаньте, скажете вы, уж климат — точно не достоинство Екатеринбурга. Конечно, в феврале, пробираясь домой через пургу в -28 °C, обреченно думаешь: «Почему кто-то живет в Калифорнии, а я — здесь?». Но на самом деле стоит пожить пару лет в одинаковом климате (например, в тропиках), как начинаешь ценить регион, в котором есть все четыре времени года. Сложно радоваться лету, когда оно — 365 дней в году, На Урале интересно жить: здесь каждые три месяца — полноценный новый сезон, и каждые три месяца — прилив сил: от апрельского весеннего тепла и почек на деревьях, от палящего июльского солнца, от желтых листьев и бодрящей прохлады сентября, от ноябрьского снега, когда можно доставать сноуборды и лыжи. Да и с горами, озерами, лесами у нас тут полный порядок, одних «маршрутов выходного дня» можно проложить столько, что за несколько лет не надоест.
Не слишком много, не слишком мало
Беремся утверждать, что в Екатеринбурге — идеальная численность населения. Официально — 1,4 млн, в реальности, вероятно, ближе к 2 млн. Самые комфортные города мира обладают населением приблизительно такого размера (Барселона — 1,6 млн, Мюнхен — 1,4 млн, Филадельфия — 1,5 млн, Милан — 1,2 млн и так далее). Это не настолько мало, чтобы каждые два дня натыкаться на одни и те же лица, но и не настолько много, чтобы чувствовать себя мушкой в огромном рое; субъективно, перевалив за 3-4 млн человек города становятся тяжелыми для жизни: главным образом, сказывается неизбежно возникающее в таких случаях отчуждение между индивидами. В Екатеринбурге «почти все всех знают», как правило через одно-два знакомства можно сойтись почти с любым человеком. Короче, 1,5 миллиона человек — это уже не слишком провинциально, но еще достаточно уютно.
Есть где учиться
УрФУ входит в топ-10 лучших вузов страны (по оценке «Эксперт РА»; по оценке «Интерфакс» — в топ-15, что тоже неплохо). Сейчас вуз переживает болезненную перестройку — крупнейшую после слияния УрГУ и УПИ коррекцию курса, которая должна направить его в сторону самых престижных международных учебных заведений. Ежегодный бюджет вуза уже почти 10 млрд рублей — как у крупного регионального центра. Руководство УрФУ декларирует приверженность ценностям свободы мысли, критического мышления и глобального образования. Прибавьте к этому несколько школ федерального уровня (СУНЦ, «девятка» и т.п.), почти решенную проблему детских садов (включая очень приличные частные организации) и последовательные ремонты средних учебных заведений (по крайней мере, в центре).
Есть куда улететь
Важная черта любого комфортного города — из него должно быть легко сбежать. Удаленность Екатеринбурга от Европы и меньшее по сравнению с Москвой количество рейсов — один из существенных минусов города (с другой стороны, лететь в набирающую популярность Азию — ближе). Но в то же время, в сравнении с другими российскими миллионниками, это один из самых удобных для путешествий городов. Сейчас из «Кольцово» можно напрямую улететь в полтора десятка стран. Кроме того, наш аэропорт — объективно один из лучших в России (а к ЧМ-2018 будет еще лучше), до него легко и недорого добраться. Наконец, в Екатеринбурге есть диппредставительства 14 иностранных государств, включая США, Великобританию, Германию и другие ключевые державы. В последние годы получение виз стало еще более удобным благодаря современным визовым центрам.
Есть будущее
Одно из самых важных ощущений в нашей жизни — чувство движения в верном направлении. Самые счастливые моменты почти всегда связаны с ростом. Достигать успехов куда приятнее, чем затем пользоваться их плодами. В этом смысле ключевая характеристика Екатеринбурга — «динамичный город». Это место, за которым чувствуется будущее. Даже в экономически сложный период тут не возникает ощущения упадка или разложения — напротив, энергия людей, бизнеса, самого места продолжает пульсировать. Конечно, есть вещи, над которыми Екатеринбургу еще придется долго работать. Экология (особенно качество воды), дороги, автомобильные парковки — перечислять можно бесконечно. В конечном счете, городу всегда нужно больше ресурсов, чтобы сделать жизнь его обитателей еще чуть более удобной. К счастью, Екатеринбург выглядит городом, который сможет эти ресурсы заработать — и каждый из нас может ему помочь
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.