Кадровая революция Путина взяла лучшее из советской практики
Автор – Пётр Акопов
За последние три недели Путин сменил 10 глав регионов. Учитывая, что еще семь губернаторов были заменены в первой половине этого года, обновление региональной элиты носит беспрецедентный характер. Но главное значение столь масштабной замены губернаторов выходит за рамки региональной политики – мы имеем дело с новым подходом к формированию высшего управленческого класса.
Волна замены губернаторов началась 25 сентября с назначения Дмитрия Азарова главой Самарской области и закончилась 12 октября переходом Андрея Турчака из Псковской области на работу в исполком «Единой России» – новых руководителей в итоге получили десять регионов.
Но вообще-то обновление началось в феврале – апреле: тогда были заменены главы семи субъектов. То есть за последние восемь месяцев было заменено руководство каждого пятого субъекта Федерации – 17 из 85.
Учитывая, что за последние два года новых глав получили всего 24 региона, видно, что именно в последние месяцы скорость обновления существенно увеличилась. Более того – столь масштабной замены глав регионов не было в истории постсоветской России. Ее можно сравнить только с 1991–1992 и 1996 годами, но там были совсем другие ситуации. В первом случае разваливался СССР, и Борис Ельцин назначал глав администраций на смену первым секретарям обкомов. Во втором проходили первые конкурентные выборы губернаторов в нескольких десятках субъектов Федерации. С чем связано столь массовое обновление региональной элиты сейчас, спустя два десятилетия?
С той политикой обновления всей управленческой номенклатуры, которую в последние пару лет проводит Путин – то есть мы наблюдаем, как процесс формирования нового состава высшей власти переходит в свою решающую стадию. Собственно говоря, вопрос состава элиты, а говоря проще, кадровый вопрос всегда был одним из ключевых для Путина – просто в его решении он прошел несколько этапов.
Первые два президентских срока Путин, по сути, разбирал кадровые завалы. Причем первый срок практически целиком ушел на то, чтобы просто получить возможности осуществлять президентские полномочия – для этого нужно было выстроить «вертикаль власти», а говоря проще, расчистить место для Путина среди сформировавшейся в 90-е годы элиты. Ведь олигархи, ощущавшие себя хозяевами страны, и их ставленники во власти сначала думали, что молодой и неопытный президент станет их марионеткой, а потом решили его «прижать», то есть ограничить его полномочия. Так что весь первый срок Путин просто расставлял своих людей – тех, кому мог хотя бы доверять – и выискивал во враждебной в своем большинстве к нему элите тех, для кого государственные интересы были выше личных.
В итоге только к 2004 году Путин получил полный контроль как над собственной администрацией, так и над правительством. Но и на втором сроке толком заняться кадровой работой на перспективу не удалось. Во-первых, потому что Кремль еще не мог позволить себе такое долгосрочное стратегическое планирование – основные силы и время уходили на решение конкретных и не терпящих промедления вопросов, и приходилось работать с теми кадрами, что были, условно говоря, с «лучшими из худших». Хотя уже с 2005-го с целью улучшения управляемости регионами отказались от прямых выборов губернаторов, ускорить процесс формирования новой региональной элиты было непросто. Ни практиковавшееся порой назначение в регионы «варягов» (то есть не местных уроженцев), ни попытка сделать «Единую Россию» кузницей региональных кадров не дали желаемого результата.
К тому же весь второй срок существовала т. н. проблема 2008 года – то есть Путину нужно было определяться с тем, кого он будет рекомендовать в президенты. В 2008-м Путин пересел в премьерское кресло – и работа с кадрами уже не так сильно зависела от него лично. Более того, некоторая часть номенклатуры и элиты к началу десятых годов решила списать Путина со счетов, что вылилось в митинги на Болотной.
Только с возвращением в 2012 году в Кремль Путин приступил к тотальному обновлению элиты – что проявилось и в ее национализации, и в ужесточении борьбы с коррупцией. В Кремле стали все больше внимания уделять системной работе с кадрами, вспоминать то правильное, что было в советской кадровой работе. Должен быть внимательный отбор перспективных кадров, должен быть институт поручительства и рекомендаций, способный чиновник должен продвигаться по всем ступенькам кадровой лестницы, перемещаться по горизонтали, из центра в регионы и обратно. Подобное обновление касается всей элиты – как партийно-политической, включая думскую, так и исполнительной власти, то есть правительства. Как федеральной элиты, так и региональной.
Если с общественными активистами уже несколько лет работает путинский Народный фронт, то результаты кадровой политики по отношению к высшей номенклатуре, начатой в 2012 году, стали заметны всем только в прошлом году. Обновилось руководство президентской администрации, была избрана новая Дума, немалая часть депутатов которой прошли через процедуру предварительного голосования. Теперь обновляется губернаторский корпус. Причем на руководство регионами приходят люди, имеющие опыт работы как в Москве, так и в регионах – и можно уверено предполагать, что для некоторых из них работа в губернаторском кресле окажется не вершиной карьеры.
И самое важное – постепенно мы придем к тому, что большая часть наших федеральных министров будут к моменту назначения на свой пост иметь опыт работы и в Москве, и в регионах, и в местной власти, и в федеральной. У нас и сейчас есть министры, вышедшие из губернаторов – например, Трутнев и Ткачев. Но они изначально были региональными политиками и росли именно в своем регионе – и только после успешной работы губернаторами были переведены в Москву. А горизонтальное перемещение из центра в регионы и обратно дает неоценимый опыт для управленца. Крайне важный для понимания страны, для правильной оценки соотношения интересов разных ее частей.
Вслед за новым кадровым призывом в Кремле, Госдуме и регионах теперь на очереди правительство – и уже весной по его составу мы увидим результаты новой кадровой политики Путина.
Кремль открыл окно в управленческую элиту
Автор – Юрий Зайнашев
Тема борьбы «социального лифта» с домашним диваном красной нитью проходила через презентацию проекта «Лидеры России», которую вел первый замглавы АП Сергей Кириенко. Он заявил о запуске «лифта с мощной государственной поддержкой» и объявил знаменитый анекдот про детей генерала и маршала устаревшим. Отныне любой активный россиянин может пройти курс обучения и попасть в кадровый резерв страны.
В среду в администрации президента презентовали беспрецедентный проект – постоянно действующий Всероссийский конкурс «Лидеры России», финалисты которого будут регулярно пополнять кадровый управленческий резерв страны.
Вел презентацию первый замглавы кремлевской администрации Сергей Кириенко. На мероприятии присутствовал корреспондент газеты ВЗГЛЯД.
«Открыто окно в управленческую элиту завтрашнего дня. Кто-то может бесконечно, сидя на диване, жаловаться, что вот я, такой талантливый, не могу самореализоваться, нет открытых вертикальных лифтов, – объявил Кириенко. – Вот открытый вертикальный лифт с мощной государственной поддержкой. Теперь все зависит от каждого такого человека».
Кириенко объявил о запуске сайта «Лидеры России», на котором любой россиянин отныне может оставить заявку, причем, как подчеркнули участники презентации, это можно сделать, сидя дома на диване. Спустя полчаса презентации замглавы АП не без удовольствия отметил, что заявки оставили уже 102 человека.
Принять участие в конкурсе может гражданин РФ не старше 50 лет, обладающий опытом управленческой деятельности. Победители смогут пройти обучение в Высшей школе государственного управления (РАНХиГС) по той же программе, что и недавно назначенные новые главы российских провинций.
В презентации, помимо Кириенко, участвовали: начальник управления президента по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров, проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров.
Кириенко уточнил, что претендентами могут стать не только чиновники, но и управленцы из частного бизнеса, из социальной сферы – «директор школы или главврач больницы». Главную задачу новой системы он сформулировал так:
«Чтобы государство поддерживало, продвигало людей не по блату, не потому, что родственники, какие-то возможности лоббирования и не по количеству денег, которые есть у этих людей и их семьи, а исключительно по их профессиональным, личностным качествам, трудолюбию и потенциалу».
Первый замглавы АП выразил надежду на то, что в стране потеряет актуальность бородатый анекдот «Может ли сын генерала стать маршалом? Ответ: не может, потому что у маршала уже есть свой сын».
По каким ступеням поднимутся претенденты
Любой желающий может до 6 ноября подать заявку, заполнив анкету на сайте. Ограничены только возраст и стаж управленческой работы: возраст до 50 лет с опытом управления не менее 5 лет, а для людей младше 35 лет – не менее 2 лет работы на управленческой должности.
Как уточняет «Интерфакс», первый этап представляет собой онлайн-тест. По его итогам будет проведен очный этап. «Мы заранее всех участников предупреждаем, что элементы тестов на очном этапе будут без предупреждения включаться в отбор и испытание», – предупредил Кириенко.
Третий этап представляет собой уже очные полуфиналы во всех восьми федеральных округах. «Мы исходим из того, что участников может быть достаточно много. На полуфиналы мы предполагаем порядка 2400 человек, чтобы отобрать порядка 300 человек на федеральный уровень», – рассказал Кириенко.
Полуфиналы в округах должны завершиться к декабрю, а к концу февраля – и московский финал. По итогам финала, который состоится в столице, из 300 будут отобраны 100 лучших управленцев.
Каждый из этой «сотни» финалистов получит грант в 1 млн рублей, с целевым назначением на повышение своей квалификации в любом российском вузе. «Это примерная стоимость МВА в самом лучшем учебном заведении», – пояснил Кириенко.
Отвечая на вопрос газеты ВЗГЛЯД, Сергей Кириенко уточнил, что победители не смогут платить выигранным миллионом за учебу за границей. «Все-таки мы тратим бюджетные российские деньги. Кроме того, на сегодня в российских учебных заведениях уже есть хорошая возможность пройти любую программу, в том числе и MBA, самого высокого класса: в той же ВШЭ, МГУ, «Сколково», РАНХиГС. Возможностей повышать свою квалификацию в России больше чем достаточно. Так что бюджетный миллион рублей надо тратить только в российских образовательных учреждениях», – сказал первый замглавы АП.
Лифт – для молодых, лестница – для возрастных
Отсеивать претендентов будет экспертный совет из профессоров и директоров – экспертов в сфере управления персоналом. Из числа будущих экзаменаторов, например, на презентации присутствовал декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович.
А за добросовестностью и справедливостью отбора будет надзирать другой – более многочисленный и именитый общественный наблюдательный совет. В него вошли такие люди, как общественный деятель Наталья Солженицына, актер Сергей Безруков, режиссер Павел Лунгин, директор Третьяковки Зельфира Трегулова, гимнаст, олимпийский чемпион, главный редактор журнала «Большой спорт» Алексей Немов и главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Последние двое тоже пришли на презентацию. Причем 63-летний Сунгоркин посетовал, что ему не суждено было воспользоваться в свое время подобным «красивым социальным лифтом» и пришлось подниматься по старой и тяжелой «лестнице с разбитыми ступенями».
А 41-летний Немов даже выразил надежду на то, что успеет стать 103-м участником, поскольку еще проходит по возрасту, и призвал всех своих ровесников «подниматься с дивана» и активно участвовать в новом соревновании. Немов, правда, не уточнил, как он собирается совмещать роль претендента и одновременно члена общественного совета. Похоже, придется выбрать что-то одно.
Кириенко отметил, что участники в любом случае получат если не быстрое продвижение по службе, то пользу, ведь по результатам тестов им раздадут рекомендации по личностному росту лучшие HR-специалисты страны.
А уж победители из первой сотни получат не только деньги, но и наставников, которые будут их курировать в течение года минимум – государственных деятелей и топ-менеджеров экономики. Среди них – сам Сергей Кириенко, Антон Вайно, Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Игорь Шувалов, Антон Силуанов, Антон Алиханов, Павел Крашенинников, Герман Греф, Анатолий Артамонов, Андрей Костин, Константин Эрнст, Евгений Касперский, Алексей Дюмин, Алексей Кудрин и другие.
«Эти наставники проекта будут из состава победителей выбирать несколько, с которыми они на протяжении года будут работать – тратить свое личное время, чтобы передать опыт, помочь развиваться, эффективнее набирать управленческие компетенции», – рассказал Кириенко на презентации.
Объявлено о старте уникального конкурса, победители которого войдут в кадровый резерв президента.