По одним данным, Карлос Сесар Арана Кастанеда появился на свет в 1925 году в перуанском городе Кахамарка, по другим – в 1931-м в бразильском городе Сан-Паулу. Сам Кастанеда утверждал, что родился в Бразилии в 1915 году.
Достоверно известно, что мальчик рано лишился матери и его воспитывали старшие сёстры, что после окончания начальной школы он поступил в Колежо Насонал де Нуэстра Сеньора де Гуадалупе, затем в Национальную школу изящных искусств. В 1948 году его семья переехала в Лиму и открыла там ювелирный магазин. А Карлос, прослушав курс журналистики и писательского мастерства в городском колледже Лос-Анджелеса, поступил в Калифорнийский университет и получил степень бакалавра антропологии.
С шестнадцати лет Карлос вёл жизнь беспорядочную. У него было много женщин, с одной из них в ранней молодости он вступил в законный брак. Родился ребёнок. Однако Карлос оставил семью, и начались скитания в поисках духовного пути. Жизнь изменила встреча летом 1960 года с неким Хуаном Матусом, индейцем из племени яки. Согласно утверждениям самого Кастанеды, их знакомство произошло при следующих обстоятельствах. В рамках работы над магистерской диссертацией ему предложили провести полевые исследования в американском штате Аризона. Молодой антрополог собирался исследовать ряд местных лекарственных растений, в том числе кактус пейот, обладавший галлюциногенными свойствами. В Ногалесе некий знакомый нашёл ему консультанта по данной теме (по другой версии, он встретил этого человека на автобусной остановке). Им оказался Хуан Матус, 70-летний мексиканский шаман, относивший себя к традиции магов-тольтеков.
Расширяя границы сознания
Дон Хуан избрал Кастанеду своим учеником исходя из специфической структуры его «энергетического тела». Индеец увидел в будущем магистре антропологии нагваля, то есть человека, способного к магии и ясновидению. Понятием «нагваль» в книгах о доне Хуане обозначается вообще любое трансцендентное начало.
Магия тольтеков заключалась в умении изменять своё мировосприятие, расширять границы сознания. Отправившись в мексиканский штат Сонора, где жил дон Хуан, Кастанеда в течение четырёх лет (с перерывами, с 1961 по 1965 год) осваивал магическую науку, а чтобы быть ближе к учителю, работал дворником при кафе, взяв себе имя Джо Кордоба
Сначала Кастанеда пытался собирать материал для диссертации на основе бесед с доном Хуаном (они говорили на испанском, так как индеец не знал английского). Но вскоре понял, что единственный способ обрести знание о предмете – расширить своё сознание при помощи галлюциногенов. Употребление пейота привело однажды к тому, что Карлос увидел призрак чёрной собаки – воплощение высшей силы Мескалито. В другой раз он принял участие в четырёхдневной «пейотной церемонии», в ходе которой приём наркотика чередовался с песнопениями. В конце ритуала ему привиделось поле светящихся кактусов. Был случай, когда Карлос пережил превращение в ворону. Он спросил у дона Хуана, происходило ли это с ним на самом деле, но тот ответил, что подобный вопрос лишён смысла, ведь в истинном мире абсолютно всё реально…
В сентябре 1965 года Кастанеде пришлось на время прервать обучение из-за психического расстройства. Он начал испытывать панический ужас при различных звуках.
Дон Хуан объяснил, что у него похитил душу один из мексиканских колдунов-оборотней – дьяблеро. Чтобы получить душу обратно, Карлосу пришлось сразиться с дьяблеро, который во время схватки принял облик самого дона Хуана
На прощание индеец поведал ученику о существовании «трещины» между мирами…
Путь к безупречности
В 1962 году Кастанеда написал свой первый роман «Трещина между мирами», сделавший его безумно популярным, особенно в среде наркоманов, так как в книге упоминались галлюциногены, получаемые из мескалиновых грибов.
Книга «Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки» вышла в свет в 1968 году. За неё Кастанеда был удостоен степени магистра. За следующую книгу – «Путешествие в Икстлан» (1972) его удостоили степени доктора философии. Все книги быстро стали бестселлерами.
Согласно «Учению дона Хуана», картина мира, доступная восприятию человека (тональ), стереотипна и не отражает многообразия Вселенной (нагваль). В то же время способность воспринимать мир как он есть можно обрести, следуя особой жизненной системе – так называемому «Пути воина».
Картина мира создаётся в нашем сознании благодаря «точке сборки» – особому участку ауры, посредством которого мы воспринимаем внешние энергетические сигналы. Следуя «Пути воина», можно изменить местоположение этой точки и начать ловить сигналы из различных измерений
Чтобы достичь подобного состояния, человеку необходимо стать «безупречным», то есть избавиться от веры в собственное бессмертие, преодолеть чувство собственной важности и жалости к себе. Инструментами, которые помогут достичь целей на «Пути воина», являются сталкинг и искусство сновидения. Основные опасности, подстерегающие человека на этом пути, – страх, ясность, сила и старость.
Книга «Учение дона Хуана», она же диссертация на соискание степени магистра антропологии, состоит из двух разделов. Первый называется «Учение». Повествование ведётся от первого лица и посвящено начальному этапу взаимодействия с доном Хуаном как учителем. Во втором разделе – «Структурном анализе» – автор делает попытку систематизировать информацию, полученную от своего наставника.
Эта книга неоднократно переиздавалась. В 1998 году вышло 30-е, юбилейное издание с комментариями Кастанеды, которые в оригинальной версии отсутствовали. Кроме того, книга была снабжена предисловием профессора антропологии Вальтера Гольдшмидта.
Он же Чарли, он же Балтасар
«Учение дона Хуана» нашло множество последователей, но в то же время вызвало шквал резкой критики. Автора обвиняли в пропаганде наркотиков (ведь он описывал психоделическое действие некоторых грибов и растений на человека), называли мистификатором, утверждая, что никакого Хуана Матуса никогда не существовало, а его «учение» всего лишь мешанина из цитат и текстов по антропологии и восточной философии.
Достоверных доказательств того, что Кастанеда мистифицировал своих читателей, пока не обнаружено
Однако истинная жизнь писателя-учёного до сих пор остаётся загадкой. Говорят, у него было множество масок и имён: некоторыми – такими как Джон Кортез или Чарли Спайдер – он пользовался в повседневной жизни, некоторые – такие как Исидор, Балтасар или Нагваль – имели «магическое» значение. Часто Кастанеда скрывал своё настоящее имя, и люди, общавшиеся с ним, понятия не имели, кто же перед ними на самом деле.
По одной из версий, Кастанеда погиб в начале 1980-х в автокатастрофе. По другой – стал жертвой авиакатастрофы в начале 1990-х. По третьей версии, умер совсем недавно, в наши дни. Или все «смерти» Великого мага – мистификация и он жив до сих пор?!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.