А.В.Росич. О двух ударах и исчезновении Византийской империи
К сожалению, достаточно много людей не только имеют слабое представление об истории, в которой УЖЕ ВСЁ БЫЛО, но главное – не хотят делать правильных выводов из того что так или иначе известно (про фальсификацию истории – отдельный разговор). На эту тему приведу весьма поучительный исторический пример: о двух ударах и исчезновении Византийской империи.1. В 1204 г. Константинополь получает СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР от Ватикана и крестоносцев Западной Европы Византийская империя со времени Первого крестового похода Западной Европы в 1196 г. (крестьян, а затем рыцарей крестоносцев) вошла в эпоху загнивания. Эпоху, сопровождающуюся: - предательством своей веры в стремлении византийской власти к геополитической выгоде от объединения с католиками перед наступающими турками; - постоянными смутами и балансированием общества на грани гражданской войны; - дворцовыми переворотами и борьбой многочисленных претендентов за верховную власть в империи.
● Крестоносцы под предлогом возведения на трон одного из византийских претендентов во время своего Четвертого похода в 1203 г. осадили столицу Византии. Совокупные вооруженные силы Византийской империи на порядок превосходили 30-тысячную армию крестоносцев, в т.ч. гарнизон города в 3-4 раза был многочисленнее подступивших католиков. Но на мощные стены прекрасно укрепленной столицы почти никто не вышел – мало кто хотел умирать за ненавистную для населения власть тогдашнего базилевса (императора). Последний, узнав о приближении кораблей крестоносцев, прихватил несколько центнеров золота и драгоценностей и бежал из столицы. Крестоносцы почти беспрепятственно вошли в Константинополь. Посадив на императорский престол своего претендента, по сути - марионетку и данника, “воины Христа” с небольшим гешефтом удалились домой.
● Но жажда поживиться в богатейшем городе мира, в котором, к тому же, находились важнейшие христианские реликвии, оказалась сильнее изначально заявленной цели - “освобождения гроба Господня”. Да и с выплатой дани Ватикану, венецианцам, генуэзцам, ломбардцам и прочим у Византии не заладилось. В 1204 г. крестоносцы вернулись в Константинополь. Новый базилевс как и предшественник сбежал из города, бросив его защитников. И тут уже “воины Христа”, что называется, оторвались по полной, не надеясь на “цивилизованную” выплату дани со стороны очередного базилевса. После взятия города началось его тотальное опустошение и разрушение. Все найденные в городе ценности были погружены и отправлены в Италию, даже драгоценные камни из стен Софийского собора посланники Папы выковыривали кинжалами. Остальное полудикие варвары с энтузиазмом разрушали, ломали и сжигали. Так, богатейшие константинопольские библиотеки были превращены в пепел. Безграмотные рыцари, не задумываясь, швыряли в костры рукописи. Огонь навсегда поглотил редчайшие книги – исторические памятники прошлых эпох. Современные историки считают, что общая стоимость добычи, захваченной крестоносцами в 1204 г., превышала миллион марок серебром, а может быть, достигала и двух миллионов. Таким образом, она превышала ежегодный доход всех стран Западной Европы, вместе взятых.
● Прежняя Византийская империя была упразднена, а на ее месте появилась новая – т.н. Латинская империя. После такого разгрома Константинополь уже не оправился, а восстановленная только в 1261 г. Византийская империя оставалась лишь бледной тенью (с жалкими кусками территории) когда-то великой мировой державы.
2. Религиозный (духовно-нравственный) РАСКОЛ ОБЩЕСТВА И КОНЕЦ ВИЗАНТИИ ● В 1439 г. во Флоренции была подписана Флорентийская уния. Уния, подписанная всеми греческими епископами кроме Марка Эфесского - соглашение об объединении Западной католической и Восточной православной Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства Папы римского при сохранении православных обрядов. Последний император Византии Константин XI Палеолог до конца поддерживал Флорентийскую унию, надеясь на помощь Запада в борьбе с турками-османами. Однако ее подписание раскололо жителей остатков империи (а поддержка со стороны своего населения - “братьев и сестер” - в случае грозной войны дорогого стоит). Дело дошло до того, что один из самых высокопоставленных военачальников, командующий византийским флотом, заявил, что “лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару”. Флорентийская уния не привела к оказанию Византии сколь-нибудь значительной помощи со стороны Ватикана и католиков, но весьма ослабила её внутреннее политическое единство, вызвав в стране глубокий раскол на сторонников и противников унии.
● В 1453 г. Константинополь пал, Второй Рим растворился в сумерках истории. 29 мая 1453 г. после кровопролитных боев Константинополь был взят турками-османами под предводительством султана Мехмеда II Фатиха. После падения столицы Византия прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османской империи, многие итальянцы католики из числа защитников Константинополя почти беспрепятственно ушли на судах домой, грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри страны. Сам же Мехмед II, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Этот титул носили турецкие султаны вплоть до окончания Первой мировой войны, после чего Османская империя окончательно распалась.
● Интересна судьба храма Святой Софии – премудрости Божьей (“софия” с греч. мудрость). С 537 года этот храм был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 г. произошли события, окончательно и официально расколовшие христианскую церковь на Западную (римско-католическую) и Восточную (греко-кафолическую). С 1204 по 1261 годы Константинополь, включая Софийский собор, находились во власти католиков-крестоносцев. “Освободителями гроба Господня” храм был полностью разграблен, хранившиеся в нем ценности и реликвии вывезены в Италию. Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до его разграбления крестоносцами в XIII в. Султан Мехмед II, войдя в Константинополь, был настолько поражен красотой и масштабами Софийского собора (более тысячи лет остававшегося самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки в 1626 г. собора Святого Петра в Риме), что повелел преобразовать его в главную государственную мечеть. К храму пристроили несколько минаретов, после чего он получил название мечеть Айя-София. Она послужила усыпальницей для многих султанов Оттоманской династии Османской империи. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет. В 1935 году здание храма-мечети получило статус музея.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.