28 января Илон Маск, глава компании SpaceX, сообщил в Twitter, что 6 февраля 2018-го года его компания запустит очередную версию своей ракеты – так называемый Falcon Heavy
Falcon Heavy представляет собой ракету-носитель Falcon 9, усиленный дополнительными ускорителями Falcon 9 с обеих сторон. Как это всё будет выглядеть демонстрирует рекламный ролик компании
С самого начала этого, так сказать, проекта, на нем было сконцентрировано усиленное внимание конспирологов всего мира. Причина очень простая. Сталкиваясь с ежедневными космическими фейками NASA, миллионы людей словно дети, смотрели за презентационными роликами SpaceX, прекрасно понимая, что перед ними фокусники, что их обманывают, но никто не мог понять как. Все взгляды были прикованы к блестящему куску фольги над раскаленном соплом, словно там таилась главная разгадка.
Однако опыт развода публики на полетах в космос у NASA исчисляется десятилетиями, поэтому особых ляпов не было и прицепиться людям, в виду, недостатков ракетного образования, было не к чему. Поэтому мы решили адептам помочь и объяснить механизм фокуса.
Для начала открываем два окна в браузере и набиваем в поиск Google кодовые слова “SpaceX википедия” и “сотрудники ВАЗ”. На выходе мы получаем информацию, согласно которой низкотехнологический агрегат, под названием “жигули” собирают 50 000 просветленных специалистов, в то время как в компании SpaceX работает 4 000 человек.
При этом, эти гениальные амерские адепты не только успевают разрабатывать и собирать ракету-носитель Falcon 9, но так же они делают и космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на Международной космической станции, пассажирскую версию корабля Dragon V2 для транспортировки астронавтов на МКС и еще даже делают вакуумный поезд Hyperloop. Более того, 4 000 работников SpaceX собрала только на финальной стадии проекта. До этого их было всего 160.
Мы, конечно, понимаем, что на заводе ВАЗ не выплавляют металл и не производят из нефти резину, очень многие вещи собираются из комплектующих. Но 4 000 не хватит даже для отверточного производства легковой автомашины. А уж в производственном цикле ракеты-носителя нужно задействовать куда больше людей.
Точные цифры специалистов, производящих ракеты в России – это область секретная, но уверяем – по 4 000 нигде не работает. Ракетные КБ СССР, где делали далеко не ракеты для космоса, насчитывали по 10 000+ сотрудников, причем большая часть деталей привозилась с других аналогичных почтовых ящиков. Как SpaceX уложился в 4 000 – загадка для любого отдела кадров.
Далее снова открываем Google, набираем кодовые слова “википедия Восток”, открываем страницу с описанием нужной ракеты носителя.
Из короткого описания мы узнаем, что вес ракеты носителя был 287 тонн, а вес полезной нагрузки 4725 кг. Не вдаваясь в споры куда этот Восток на самом деле летал, мы его полет примем как аксиому: Луна-1, Луна-2, Белка, Стрелка и всё такое.
Поделив 287 тонн стартовой массы на полезный груз 4725 кг, мы получим приблизительный коэффициент 60 – отношение массы всей конструкции к массе полезного груза при выводе на НОО (Низкая околоземная орбита, космическая орбита вокруг Земли, имеющая высоту над поверхностью планеты в диапазоне от 160 км (период обращения около 88 минут) до 2000 км (период около 127 минут).
Теперь посмотрим ТТХ Falcon Heavy. Оказывается, что при стартовой массе конструкции 1394 тонн на низкую орбиту ракета выводит 53 тонны,то есть коэффициент полезной нагрузки там 26. Прогресс в разработке двигателей просто нечеловеческий и мы сначала подумали, что Falcon Heavy летает на какой-то “обогащенной плазме”. Но нет – там те же керосин и жидкий кислород.
К счастью для репутации SpaceX у ракеты Протон аналогичные характеристики. То есть при стартовой массе 705 тонн она выводит на низкую орбиту 23 тонны ( 705/23=30). Факт довольно удивительный, поскольку Протон был разработан всего через 5 лет после Востока и прогресс получился какой-то очень быстрый. Но предположим, что все именно так и было как написано в книгах.
Однако ракета Протон – ракета одноразовая, а Falcon 9 – это многоразовое устройство, конструкция которого предполагает значительно большую прочность и как следствие большую массу. В частности, ступени Falcon 9 должны быть покрыты дополнительным слоем термостойкой керамики, содержать элементы управления (воздушные тормоза, рулевые двигатели, топливо для посадки). Это все должно сильно снизить коэффициент полезной нагрузки ракеты-носителя. Более того.
На рисунке выше показаны приблизительные траектории разгонных блоков, отпадающих от ракеты при старте с Байконура. Как видно из карты – от точки запуска они улетают довольно далеко. Отсюда, если разгонные блоки Falcon 9 возвращаются, им нужно развернуться на 180 градусов, погасить скорость до нуля и задать новый импульс полета – чтобы вернуться либо в исходную точку запуска, либо вырулить на дополнительный космодром или на посадочную платформу в океане.
Работа двигателей на последнем участке торможения, когда Falcon 9 гасит скорость возле земли, не требует сильно много топлива, поскольку скорость свободного падения небольшая – несколько сотен километров в час. Но сразу после освобождения от разгоняемого блока Falcon 9 должен маневрировать очень активно и включать двигатели надолго. Поэтому в них должен быть ощутимый запас топлива, что неминуемо должно сказаться на коэффициенте полезной нагрузки. Он никак не может быть сопоставим с Протоном, с Сатурном-5 и другими ракетами, которые сгорают в атмосфере. Но коэффициент этот почему-то не только сопоставим, но еще и превосходит даже самые современные Протоны. Как такое может быть? Никак, это противоречит законам физики, химии и самой гравитации.
Идею возвращать разгонные блоки на землю конструкторы высказывали еще во времена, когда господин Королев запускал свои аппараты с пионерами в ДОСААФ. Это не “гениальный прорыв” Илона Маска, а естественный ход инженерной мысли. Однако формулы Циолковского и прочие сложные штуки заставили от идеи отказаться. Дополнительная масса ракеты возрастала настолько, что полезная нагрузка получалась очень маленькой. Отсюда и родились проекты типа M-46 и Space Shuttle
Вряд ли господина В.М.Мясищева и господина Вернера фон Брауна можно назвать идиотами, наверное они тоже думали над чем-то попроще, чем челнок. Но гравитация накладывала свои ограничения на полет мысли, возвращаемую ракету было сделать НЕВОЗМОЖНО. И тут вдруг пришел Илон Маск, нанял 4 000 яйцеголовых парней и все решил.
Так не бывает. В такие “ракеты” может поверить только полный лох, поэтому 6 февраля SpaceX проведет эксперимент не столько космический, сколько психологический: если найдется достаточно лохов, которые в Falcon Heavy поверят – летом Falcon Heavy полетит или на Марс, или на Луну.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.