Резкие движения Трампа и его жесткая произраильская линия убрали практически все полутона с карты Ближнего Востока. Если при глобалистской администрации Обамы американцы умудрялись поддерживать отношения со всеми игроками в регионе, то Трамп, обложенный представителями произраильского лобби со всех сторон, делает ставку исключительно на Тель-Авив. Поворотной точкой стало его заявление о признании Иерусалима столицей Израиля. Этим он оттолкнул от себя не только палестинскую сторону, но и весь мусульманский мир. С критикой этого решения выступили и в Эр-Рияде, и в Стамбуле – двух враждебных друг другу полюсах суннитского мира. Палестина, которая ранее также пыталась заигрывать с Вашингтоном, и даже получала финансовую помощь от Белого дома, была вынуждена занять резко антиамериканскую позицию.
Нежизнеспособная инициатива США
После одного жёсткого решения Трамп поспешил принять еще одно. Он предложил план, по которому территория Палестины включала бы часть Западного берега реки Иордан и сектор Газа, а столицей вместо Восточного Иерусалима стал бы город Абу-Дис. При этом территориальные воды и воздушное пространство Палестины в Белом доме предложили оставить под израильским контролем и предоставить Тель-Авиву чрезвычайные полномочия по обеспечению безопасности на всей территории страны. Иными словами, Трамп предложил еще сильнее ужесточить нынешний режим в отношении палестинцев, окончательно отторгнув у них при этом Восточный Иерусалим и ряд других территорий. Эксперты поспешили окрестить это решение нежизнеспособным, так как его реализация привела бы к полномасштабной войне в регионе, в которую были бы вовлечены десятки стран.
Последняя надежда
На данный момент Москва для Махмуда Аббаса – единственная точка опоры. Евросоюз формально осудил решение Вашингтона по Иерусалиму, однако не обладает реальными инструментами влияния в регионе. Уже все согласны с тем, что силовой альтернативой США в регионе может быть только Россия. Именно поэтому нынешний визит отличается особым драматизмом. Махмуд Аббас однозначно будет просить о более широкой поддержке палестинцев со стороны Москвы. Однако России, находящейся в рабочих отношениях с Израилем по большому количеству вопросов, крайне важно сохранить достигнутые договоренности с Тель-Авивом. По этой причине не стоит ждать громких заявлений по итогам встречи.
Цивилизационный фактор
аждый раз, когда на передний план глобальной политической повестки выходит палестино-израильский конфликт, важно помнить, что разворачивается он на Святой земле, одинаково ценной для трех авраамический религий: иудаизма, христианства и ислама. В Восточном Иерусалиме, который палестинцы считают своей столицей, расположены Храм Гроба Господня, мечеть Аль-Акса и Стена плача, к которым ежегодно стекаются миллионы паломников со всего мира. На территории Палестины также находится огромное количество христианских святынь, таких как Храм Рождества Христова в Вифлееме, монастырь Саввы Освященного и многие другие. Вероятно, России как крупнейшему православному государству стоило бы взять их под свою особую защиту: христиане регулярно подвергаются притеснениям как на иудейской, так и на мусульманской территории.
Что выгодно нам?
Россия последовательно выступает за создание двух независимых государств, однако обе стороны показали свою неспособность договориться. Именно поэтому единственное адекватное решение на данный момент – статус-кво. Любые попытки расшатать ситуацию приведут исключительно к дестабилизации региона. Важно понимать, что в первую очередь в таком случае пострадают христиане, живущие на территории Израиля и Палестины. Чтобы этого не допустить, Россия должна активнее заявлять о себе как о защитнике христианского населения Ближнего Востока и проводить политику, нацеленную на гармонизацию межконфессиональных отношений.