"В последний, в случайный", – на уходящей неделе слова этой песни
Булата Окуджавы мы вспоминали не раз. Московский троллейбус, отработав
смену длиной в 87 лет, сошел с маршрута. Возить пассажиров теперь будут
его младшие братья – электробусы. Чего-то словно не хватает: час пик, но
на дороге нет троллейбусов. И больше не будет, все они теперь на
стоянке. Последний за 87 лет рабочий день закончился вчера. Сегодня это
уже не городской транспорт, а светлое прошлое.
"Синий троллейбус" Окуджавы курсировал в 1960-х годах. Цоевский,
"который идет на Восток" – в 1980-х. От Москвы до самых до окраин –
Советский Союз был опутан контактными линиями, троллейбусов было больше,
чем где-либо в мире. Самый первый вышел на маршрут в Москве 15 ноября
1933-го года.
Директор музея "Московский транспорт" Оксана Бондаренко рассказывает,
что создавался первый троллейбус аж на трех заводах. На заводе ЗИЛ
варили кузов, на заводе "Динамо" собирали мотор, монтировали конструкцию
— на знаменитом Ярославском. Первый троллейбус носил название "ЛК" в
честь партийного и государственного деятеля Лазаря Кагановича, он был
главным по транспорту в Стране Советов. Троллейбус в Москве шел от
Белорусского вокзала до окружной дороги в районе Волоколамского шоссе.
Курсировал с 6 утра и до полуночи. Поэтому быстро стал родным и для тех,
кому рано на смену, и для тех, кто припозднился со свидания.
"Троллейбус – это такой "свой парень". Такой вот, прямо, дружок", – говорит Бондаренко.
Дружба – дружбой, пора и честь оказать. Троллейбус когда-то потеснил трамваи. Ему на смену теперь приходят электробусы.
Главный конструктор пассажирского транспорта ПАО "КАМАЗ" Эдуард
Данилов считает, что за электрическим транспортом будущее: "Это
замещение одного транспорта на другой, более современный". С ним
согласен генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов. "Запаса
хода хватает на все маршруты, которые есть, а с учетом того, что мы
имеем возможность поставить промежуточные станции маршрута, то это будет
до бесконечности", – подкрепляет он свою позицию аргументами.
Через год электробусов в столице будет больше тысячи. Бесшумные,
комфортабельные, безопасные – они пойдут по троллейбусным маршрутам.
Водители троллейбусов без работы не останутся. Марина Шибаева, уже
опробовавшая новые электробусы, довольна техникой: "Он как будто летит,
он большой такой и все время хочется посмотреть, как там наши провода". А
проводов больше нет – электробус не привязан к контактной линии.
Подъехал к станции зарядки, зарядился и поехал. И главное – в местах
пересечения проводов троллейбус обычно сбрасывал скорость, за ним и весь
транспортный поток. В современном мегаполисе не принято тормозить.
Зато сколько раз привязанность троллейбуса к проводам воспета в
светской киноклассике! Гонка на троллейбусе в комедии "Берегись
автомобиля!" – кто скажет, что он неповоротлив? А помните фильм
"Подкидыш", где в кадре появляются двухэтажные троллейбусы? На второй
этаж очереди выстраивались! Незабываемое ощущение полета над столицей. В
годы Великой Отечественной московские автобусы использовались на нужды
армии, поэтому горожан возили только троллейбусы. А в 1950-е появились
экскурсионные троллейбусы-"стекляшки", их так прозвали за прозрачную
крышу.
Родившись в Москве, прожив вместе с городом несколько исторических
эпох в XX и XXI веке, троллейбус больше не доставляет пассажиров по
маршруту. Но он доставляет удовольствие – людей притягивают теплые
воспоминания. Именно в этом его новая историческая роль. Он – легенда,
он создает атмосферу. Вот и для него тоже создадут целый музейный
кластер. Не просто оставят один маршрут, а специально протянут новую
линию.
В Москве будет музеефицирован целый троллейбусный маршрут. Четыре
километра по Новорязанской улице, огибая Площадь трех вокзалов, по
сердцу Москвы, по одному из самых старых районов – Басманному. Причем,
возить пассажиров исторический троллейбус будет как обычный городской
транспорт – из точки А в точку Б. За воспоминаниями.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|