250 лет назад, 7 июля 1770 года, состоялась битва, благодаря которой Россия приобрела Крым и много других новых территорий. Сражение при Чесме.
Среди забытых героев сражения в первую очередь стоит назвать лейтенанта
Дмитрия Сергеевича Ильина – человека, чья храбрость в кульминационный
момент перевесила чашу весов на русскую сторону. Родившийся в 1737
году в Весьегонском уезде Тверской губернии Дмитрий Ильин принадлежал к
старинному роду, его предком числился сам Рюрик. Однако к середине
XVIII века род крайне обмельчал, обеднел – и семья будущего героя Чесмы
едва сводила концы с концами. Именно по причине бедности родители
отдали Дмитрия в Морской шляхетский кадетский корпус – ни в один из
престижных армейских полков, ни тем более в гвардию парня из нищей и
незаметной семьи все равно никто бы не взял. Зато таких вот «худородных»
принимали на морскую службу, считавшуюся по тем временам незавидной – и
ни славы, ни быстрого возвышения не сулившей. Как отмечалось в одном из
докладов, «кроме бедных дворян, по большей части поневоле записанных, и
детей во флоте служащих офицеров, нет никого, кто бы в оную вступить
отважился». Дело в том, что военно-морской флот России, любимое
детище Петра Великого, при его ничтожных преемниках быстро пришел в
упадок. То был самый тогда высокотехнологичный род войск, требовавший
постоянного внимания и заботы. Однако представители высшей знати
боролись за власть, устраивая бесконечные дворцовые перевороты,
закатывали балы и кутежи – а тем временем боевые корабли гнили в гаванях
Кронштадта, моряки влачили жалкую жизнь в нужде. Создавать успешный
флот можно столетиями, а потерять, как слаженную боевую единицу, за
считанные годы. Этот факт подтвердился в ходе Семилетней войны,
когда русскую эскадру под командованием адмирала Захара Мишукова
отправили в 1760 году брать с моря прусскую крепость Кольберг. Моряки
Балтфлота действовали там столь нерешительно и робко, продемонстрировали
такое неумение, что дело закончилось их разгромом и поспешным бегством.
По этому поводу в Петербурге отмечали, что «солдаты и матросы достойны
были б жесточайшего наказания» – и государыня Елизавета Петровна
помиловала своих незадачливых вояк исключительно из личного милосердия. Когда
на российский престол взошла Екатерина II, она предприняла решительные
меры для возрождения флота. И в этом молодая императрица опиралась на
новое поколение моряков, одним из которых был Дмитрий Ильин. Учился
Дмитрий Сергеевич блестяще, в Морском кадетском корпусе числился одним
из первых учеников. В 1761-м Ильин получил звание гардемарина, с 1763
года он уже кадетский капрал, а по окончании корпуса 5 марта 1764 года
становится мичманом. В формуляр вносится запись: «Навигацкие науки
обучал по регламенту довольную часть артиллерии и фортификации, и
рисовать знает». С воцарением Екатерины II заканчивается порочная
практика держать флот в гаванях – теперь корабли вновь начинают много
плавать, что служит прекрасной тренировкой для экипажей. Соответственно,
в формуляре Ильина пять лет его жизни, с 1764 по 1769 год,
охарактеризованы следующим образом: «Ежегодно находился в плавании в
Балтийском и Немецком морях». Многообещающий молодой офицер быстро
получил под свое командование корабль – это было крохотное суденышко,
галиот «Кронверк», на котором Дмитрий совершал рейсы в Ревель, Любек и
даже в Архангельск. В этот северный российский город Ильин в 1768 году
доставил на своем «Кронверке» артиллерийские припасы для строящихся там
кораблей, а в обратный путь взял на борт груз сухой трески.
С
трудом пробившись в Кронштадт сквозь бушующую Балтику, Дмитрий узнал о
начале русско-турецкой войны. В Петербурге решили нанести удар в мягкое
подбрюшье Османской империи, отправив русскую эскадру туда, где ее никак
не ожидали – в Средиземное море, в Греческий архипелаг. Спешно
отбирались корабли для Архипелагской экспедиции. Час «икс» Ильин
загорелся энтузиазмом – вот она, долгожданная возможность совершить
подвиг и выдвинуться! Увы, на момент возвращения «Кронверка» список
офицерских должностей на судах, уходящих в Средиземное море, был уже
заполнен, вакансий не оставалось. Ильин решил пробиться к адмиралу
Григорию Спиридову, высидел у него в приемной и горячо попросил
зачисления в экспедицию. И Спиридов снизошел до просьбы скромного
офицера – велел назначить его командиром мортирной батареи
бомбардирского корабля «Гром». Это небольшое судно было предназначено
для обстрелов береговых укреплений и крепостей противника, а потому
оборудовано несколькими большими мортирами для навесного огня. 7
августа русская эскадра вышла из Кронштадта и отправилась в путь вокруг
Европы. Одолевали штормы – «Грому» в Северном море сломало грот-мачту, а
уже выйдя из Портсмута он вынужден был вернуться туда для устранения
новых поломок. В западноевропейских державах на поход русской эскадры
смотрели со злорадством и недоброжелательством: мол, русские –
никудышные моряки, куда им против турок! «Гром» нагнал остальную эскадру
лишь 5 апреля у берегов Греции. Дальше был русский десант на полуостров
Морея, где поднялись греческие повстанцы, взятие крепости Наварин,
сражение с османским флотом в заливе Наполи-ди-Романья, по итогам
которого турки отступили к острову Хиос. 5 июля последовало
знаменитое Хиосское сражение. Турки располагали почти вдвое большими
силами (16 линейных кораблей, шесть фрегатов и 41 более мелкое судно
против девяти линейных кораблей, трех фрегатов и 17 прочих судов у
русских), но на стороне их противников были дерзость и решительность.
В
четыре утра капитан-бригадир Самуил Грейг на корабле «Три иерарха» дал
сигнал идти вперед – и русская эскадра двинулась в сторону турок в
Хиосский пролив. Сближение заняло несколько часов и после 11.00
противники вцепились друг в друга клыками орудийных калибров – били друг
по другу с минимальных дистанций. Кульминационным моментом битвы стало
сближение и столкновение русского 66-пушечного «Евстафия», на котором
держал флаг Спиридов, с турецким 80-пушечником «Бурдж-у-Зафер», где
находился турецкий адмирал Мустафа. Завязалась абордажная свалка, хотя
после многочисленных попаданий «Бурдж-у-Зафер» уже горел. Пылающая мачта
турецкого флагмана рухнула на «Евстафий», горящие обломки и искры
пламени угодили в открытый люк порохового погреба – и оба корабля
исчезли в огненном смерче. После потери своего флагмана турецкий
флот спешно отступил в Чесменскую бухту, находящуюся между Хиосом и
западной оконечностью Анатолии. Там турки скучились в две тесных линии,
укрепив фланги береговыми батареями. Уже вечером 5 июля «Гром» встал у
входа в бухту и начал вести навесной огонь по османам. Ильин так умело
руководил стрельбой, что его снаряды запалили мачты одного из турецких
линкоров, вскоре горел и корпус. Начальный успех следовало
развить. Российское командование (главнокомандующий граф Алексей Орлов,
спасшийся с «Евстафия» адмирал Спиридов, контр-адмирал Джон Эльфинстон)
решило, что самое время применить брандеры – маленькие суда, которым
надлежало сцепиться с противником и поджечь его. Естественно,
осуществить подобное могли лишь отчаянные храбрецы. Для
командования четырьмя брандерами были отобраны капитан-лейтенант Роберт
Дугдаль, капитан-лейтенант Фома Мекензи, мичман Василий Гагарин и
лейтенант Ильин. Время перевалило за полночь, и с русского корабля
«Ростислав» взлетели две ракеты, подавая сигнал к атаке. «Ростислав», на
борт которого перешел Самуил Грейг, должен был поддержать брандеры
пушечным огнем. Первым
двинулся брандер Дугдаля, но на входе в бухту он был перехвачен двумя
турецкими галерами. Дугдаль велел своим людям прыгать в лодку, поджег
брандер, а потом эвакуировался с него сам. Но турки успели отойти от
горящего суденышка на безопасное расстояние. Брандеру Мекензи удалось
достичь неприятельской линии, но капитан-лейтенант неудачно
сманеврировал, и суденышко прижало к борту уже горевшего турецкого
корабля. Впрочем, команда брандера успела покинуть его и благополучно
вернулась на лодке к месту стоянки русской эскадры.
Земная слава и людская зависть Напряжение
нарастало. К 1.50 ночи в атаку третьим по счету вышел Ильин. Когда его
брандер проходил мимо «Ростислава», Грейг крикнул с борта линкора
Дмитрию Сергеевичу: «Ни под каким видом не зажигайте, пока не сцепитесь с
неприятелем!». Лейтенант, отстранив рулевого, самолично встал на руль.
Брандер успешно проскочил в бухту – и Ильин под градом вражеских ядер
направил его прямо на громадный турецкий 80-пушечник. Брандер на полном
ходу врезался во вражеский линкор, в его борт намертво вцепились
заброшенные русскими матросами крючья. Османы в панике беспорядочно
палили с высокого борта из ружей. Ильин велел подпалить порох,
рассыпанный дорожкой по палубе брандера – огненная змея с шипением
быстро побежала в крюйт-камеру. «Уходим!» – распорядился
лейтенант. Его люди сноровисто попрыгали в лодку, тащившуюся на буксире
за кормой брандера, перерезали веревку и начали быстро отгребать. Они
едва успели удалиться на мало-мальки безопасное расстояние, как брандер
рванул – а с него пламя перекинулось на линкор. Гигант заполыхал с носа
до кормы, а вскоре взорвался и сам. Многочисленные пылающие обломки
полетели на соседние суда, близко сгрудившиеся в тесной бухте. Другие
корабли тоже вспыхнули, вскоре пламя охватило весь турецкий флот. В эти
минуты Чесменская бухта напоминала жерло вулкана в разгар извержения. Грейг
отметил в вахтенном журнале: «Легче вообразить, нежели описать ужас,
остолбенение и замешательство, овладевшие неприятелем: целые команды в
страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта
множеством людей, но немногие из них спаслись». Турецкий же хронист
писал с горечью: «Между тем, как капитан-паша употреблял все усилия,
чтобы отразить неприятелей, сии последние отправили несколько брандеров,
наполненных нефтью и другими горючими веществами, против нашего флота.
Некоторые из наших кораблей им удалось зажечь; а другие, поспешая к ним
на помощь и соединяясь с ними, также объяты были пламенем и сгорели». Русские
моряки сумели вывести из «жерла вулкана» турецкий 60-пушечный линейный
корабль «Родос» и пять галер. Еще 14 линкоров, шесть фрегатов и большое
количество мелких судов сгорели, воду в бухте покрыл слой пепла. Людские
потери неприятеля исчислялись 11 тыс. человек. После победы при
Чесме русский флот получил господство над Восточным Средиземноморьем –
вскоре россияне организовали блокаду Дарданелльского пролива, высаживали
десанты в Сирии, брали Бейрут. Во многом эти события предопределили и
общее поражение Турции в войне, по итогам которой она, в частности,
потеряла Крым. Имя Ильина в одночасье сделалось известным всей
России, стихотворцы слагали оды в его честь. Он был назначен командиром
бомбардирского корабля «Молния», мужественно сражался в последующих
битвах Архипелагской экспедиции. Увы, нашлись у Дмитрия Сергеевича
враги, позавидовавшие столь громкой его славе. Сначала его обошли
очередным званием, а потом враги подали анонимный донос: что якобы Ильин
страдает падучей болезнью, которую скрывает. От этого обвинения Дмитрию
Сергеевичу, пройдя по возвращении в Петербург медкомиссию, удалось
отбиться. Тогда завистники начали оговаривать Ильина перед императрицей
Екатериной II – дескать, он чересчур привержен зеленому змию и спился.
Вообще-то, в тот суровый век на флоте пили буквально все, от адмирала до
юнги – и нет никаких свидетельств того, что Ильин пьянствовал как-то
чересчур уж сильно, устраивая какие-нибудь дебоши и скандалы. Окончательный
удар по герою нанесли, когда его вызвали на прием к императрице. «Прием
добродушного Ильина не был продолжителен; при виде государыни вместо
слов он пал к ногам Ее Величества и от душевного волнения не мог скоро
подняться, а недоброжелатели Д.С. не преминули это отнести к пьяному его
состоянию и поспешили его убрать из дворца, да и убрали навсегда. Д.С.,
не погибший в Чесменском бою, погиб от тех, кто захватил его славу, а
те, в свою очередь, выбросив Ильина, торжествовали», – пишет
"Современник". Героя
сначала спровадили на заштатную должность, а потом и вовсе отправили в
отставку. После этого Ильин вернулся в свою родную деревню Демидиха, где
прожил в бедности и вскоре наступившем забвении еще четверть века.
Когда победитель при Чесме умер 31 июля 1802 года, это событие
практически никто и не заметил…
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|