Существует композиторская традиция полифонической разработки русских
народных мелодий, идущая от Глинки. На засилье итальянской музыки Глинка
ответил выявлением национального голоса русского народа. Затем, уже
много позже, композитор и теоретик Сергей Иванович Танеев (1856–1915)
довел полифоническую технику до высочайшего профессионального
мастерства.
Танеева называли «русским И. С.
Бахом», и его авторитет был непререкаем, особенно в области музыкальной
теории. Первый нарком просвещения СССР Луначарский высоко ценил Танеева.
По-видимому, ценил Танеева именно потому, что его подход был нужен для
победившей к тому моменту социалистической революции — освобожденные
народные массы трудом преобразуют реальность, вытесывая новые
монументальные строения как в реальности, так и в искусстве.
В
своей статье о Танееве из сборника «Социология музыки» (1927)
Луначарский проводит различие между музыкой, построенной на чувственных
принципах, к которой он относит сочинения Скрябина, и музыкой
«архитектурной», объективной, свойственной Танееву:
«Прежде всего Танеев, в противоположность Скрябину, — художник-музыкант типа архитектора.
Для
Танеева музыка не есть выражение шумной страсти, не есть своеобразно
преображенный, но все же носящий все черты своего происхождения,
человеческий вопль.
Для Танеева музыка есть самодовлеющая стихия,
имеющая свою внутреннюю закономерность, свой собственный порядок,
которые нужно точно знать для того, чтобы не впасть с этой стихией в
жалкое противоречие. В прекрасном и светлом материале, каким является
музыка, можно строить относительно свободно, но художник приобретает
большую свободу, чем точнее он знает законы своего материала и чем
больше он с ними согласуется. Музыкальная материя как бы сама стремится
комбинироваться, строится в некоторое необычайно прекрасное,
убедительное, внутренне логичное, светлое здание.
Если бы даже
человек стал только играть этими поющими комбинациями, … творческая рука
его как бы повиновалась внутренней воле, заложенной в самих музыкальных
формах, то и тогда получатся какие-то элементы особого мира, гораздо
более внутренне-согласованного, чистого, а поэтому и прекрасного, чем
наш.
Музыка — это преображенная жизнь материи, по самому существу своему — для Танеева — устремленная к стройности».
Луначарский
отмечает, что тенденция к «электрификации», механизированию музыки,
свойственная некоторым современным ему европейским композиторам, не
подходит для пролетариата, т. к. «основной принцип пролетариата — это
полное подчинение машины человеку, а основной принцип гиперкапитализма —
это полное подчинение человека машине».
Архитектурная музыка же,
по Луначарскому, объективна и проистекает из социальной среды: «Эта
музыка вовсе не развивается сама по себе. Она удовлетворяет определенные
социальные потребности, как и монументальное строительство». По
Луначарскому, функция такой музыки состоит в том, чтобы «укрепить и
возвысить самосознание господствующих и поразить, покорить подданных
величием, красотой и стройностью отражаемого искусством государственного
и небесного порядков».
Социалистическое общество, по
Луначарскому, тоже «имеет тенденцию к созданию самого грандиозного
коллективного порядка. Нетрудно предвидеть и то, что этот грандиозный
порядок, совершенно нового, небывалого типа, вызовет к жизни неизбежно
огромной возвышенности музыку, которую я называю здесь архитектурной, т.
е. грандиозные сочетания хора и инструментов оркестра для
идеализированного выражения гигантской согласованности сил».
Наконец,
Луначарский делает мимоходом главное, на мой взгляд, замечание о том,
что «такую согласованность можно представить с полной глубиной, лишь
противопоставляя ее какому-то побежденному ею или грозящему ей
отрицательному началу, сочетание с которым победоносного света гармонии и
согласия и составляет обыкновенно внутреннюю сущность всех
архитектурно-музыкальных зданий».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.