31 мая 1223 года на реке Калке произошло сражение между русско-половецкими полками и татарами. Это было первое столкновение русских дружин с войсками державы Чингисхана. Тяжёлая битва завершилась жесточайшим поражением русско-половецких войск.
Предыстория
В начале 13 столетия в Восточной Азии появилась новая империя – её создателем был талантливый полководец и мудрый управленец Темучин (Чингисхан). Он подчинил себе значительное количество племён и народов, стал покорителем Северного и Центрального Китая, разгромил Хорезм. В 1220 году Чингис-хан получил информацию, что хорезмшах Мухаммед собирает силы на берегу Амударьи. Для его разгрома он оправил три тумена («тьмы» - 10-тыс. кавалерийский корпус) под командованием своих лучших полководцев - Джэбэ, Субэдэя и Тохучара. В дальнейшем корпус Тохучара был отозван. Преследование хорезмшаха вылилось в длительный разведывательный поход. Разгромив Азербайджан и Грузию, татарские войска в 1222 году перешли через Дербентский проход и вторглись на Северный Кавказ. Здесь они столкнулись с соединёнными силами аланов и половцев. После того, как противников не удалось победить в бою, была применена военная хитрость – половцам обещали мир и щедро наградили. Половцы покинули своих союзников. Татары разбили алан. А затем в решающем сражении на Дону разгромили отряды половцев. В схватках погибли ханы Юрий Кончакович и Данила Кобякович, а остатки их племён бежали на запад и соединились с ордой Котяна Сутоевича, который кочевал между Днепром и Днестром.
В начале 1223 года татары вторглись в Крым и разграбили его, был захвачен город Судак (Сурож). Хан Котян обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому (он был прославлен, как удачливый полководец) и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага: «Сегодня они отняли нашу землю, завтра ваша взята будет». Надо отметить, что половцы были не только противниками Руси на юге, но часто и союзниками в борьбе различных русских князей межу собой, или использовались против внешних врагов. Так, весной 1221 года Мстислав с помощь половцев отбил у венгров Галич. Русских и половцев связывала торговля, династические браки. Поэтому, просьба Котяна не удивительна.
В Киеве был собран совет князей южнорусских земель во главе с тремя великими князьями - Мстиславом Романовичем (Киев), Мстиславом Мстиславичем (Галич) и Мстиславом Святославичем (Чернигов). После долгих споров и уговоров Котяна и Мстислава Удалого решили: «Если мы им не поможем …, то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше». Княжеский совет принимает решение собрать войска и встретить врага на границах Руси.
Поход
Сбор войск был назначен на Зарубе, около острова Варяжского (остров находился напротив устья реки Трубеж). В походе приняло участие более 20 князей со своими дружинами. Наиболее сильные войска были у князя киевского и черниговского с подручными князями, и галицкого князя Мстислава (под его началом был князь волынский Даниил Романович). Всего русско-половецкое войско насчитывало ориентировочно 40-45 тыс. человек (называют цифру и в 80-100 тыс. воинов, но это маловероятно). В основном это были профессиональные конные дружины князей и бояр, наиболее мощное киевское войско имело пешее ополчение.
Численность татарского войска также неизвестна. Два тумена - Субэдэя и Джэбэ, имели 20-30 тыс. всадников, это было закалённое в боях ядро войска. Кроме того, было определённое количество различных бродяг, разбойников, искателей приключений и добычи, которые присоединились к армии по пути её следования (вроде бродников).
Русские князья совершили ряд серьёзных ошибок ещё до самого боя. Они и решат исход сражения. Князья не смогли договориться о едином командовании. Фактически было три войска, решения принимали коллективно. Первую рать (киевскую) возглавлял великий князь киевский Мстислав Романович, формальный глава похода. В нее вошли киевский полк, дружины его сына Всеволода Мстиславского и зятя князя Андрея Ивановича (туровский князь), князя шумского Святослава Ингваревича, князя несвижского Юрия Ярополковича, князя дубровицкого Александра Глебовича, овручского князя Владимира Рюриковича и др. князей. Второй ратью (чернигово-смоленской) руководил князь черниговский Мстислав Святославич. Ему подчинялись дружины переяславского князя Михаила Всеволодовича, курского князя Олега Святославича, князей путивльского Изяслава Владимировича и трубчевского Святослава Всеволодовича. Третья рать (галицко-волынско-половецкая) была под командованием инициатора похода галицкого князя Мстислава Удалого (или Удатного). В его войска входили силы Галицкого княжества, дружины волынского князя Даниила Романовича, луцкого князя Мстислава Ярославича Немого, дорогобужского князя Изяслава Ингваревича, половецкие силы во главе с воеводой Яруном.
Юрий Всеволодович, великий князь Владимиро-Суздальской Руси в поход не выступил, формально выслав на помощь русскому войску своего племянника ростовского князя Василия Константиновича, который, однако, не успел прийти к началу сражения.
В Зарубе к русским князьям прибыли татарские послы, они предложили им союз против половцев. Князья посчитали, что это подвох и по требованию половцев убили посланцев. Субэдэй и Джебе выслали новое посольство, которое объявило Руси войну: «Вы послушали половцев, а послов наших перебили; идете против нас, то идите; мы вас не трогали, пусть всем Бог (судья)». Это посольство было отпущено восвояси. Мстислав Удалой настаивал на активных действиях - переправиться через Днепр и ударить по врагу в степи. Мстислав Романович Старый предлагал дать сражение противнику на Днепре и подготовиться к обороне. Видимо, учитывая отсутствие единства в войске, это была верная стратегия. Черниговский князь Мстислав Святославич, принял выжидательную позицию, не поддерживания ни предложение галичан, ни киевлян.
В это время у берегов Днепра появился татарский разведывательный отряд. Мстислав Удалой решил атаковать - вместе с Даниилом Романовичем перешёл реку и ударил по врагу. Татары были разбиты и бежали. Эта победа развеяла все сомнения – большинство князей и бояр выступили за наступательные действия. Мстислав Черниговский перестал колебаться и согласился на переправу. В результате появилась ещё одна предпосылка к поражению – русское командование переоценило свои силы и недооценило практически неизвестного врага. Татары применяли традиционную для них тактику боя – заманивание врага под удар основных ударных сил.
23 мая русско-половецкие войска переправились через Днепр и двинулись в половецкие степи. Войска шли восемь дней. Они сильно растянулись. Вперед шли половецкие отряды и дружины под командованием галицкого князя Мстислава Удалого, за ними следовали силы черниговского князя Мстислава Святославича, а всю колонну замыкали отряды великого князя киевского Мстислава Старого. По дороге русичей и половцев встречали татарские дозоры, которые при первом столкновении обращались в бегство, заманивали их. Войско шло радостно, враг бежал. Били брошенный скот, хорошо ели. Сожалели, что не смогут настичь врага и отнять огромную добычу, которую татары захватили в разграбленных землях. Чувство превосходства над врагом захватило всех и расслабило воинов. Ещё одной ошибкой стала плохая разведка – князья не знали о готовности основных сил врага к бою.
Битва
31 мая 1223 русско-половецкие войска вышли к реке Калке. В ожесточённо схватке передовые русские силы выбили татарские сторожевые части на другой берег. Мстислав Удалой не стал ждать подхода основных сил и, переправившись через реку, ударил по первой линии вражеского войска (об основных силах врага он не знал). Он не поставил в известность о своих планах киевского и черниговского князя, чем их разозлил (казалось, что галицкий князь хочет присвоить себе всю славу). Киевский князь не стал переходить реку с ходу и приказал установить укрепленный лагерь.
Опытнейшие татарские полководцы Субэдэй и Джэбэ тут же воспользовались этой роковой ошибкой русских князей: враг сам подставился под удар и позволял разбить себя по частям. Половцы и полки Мстислава Удалого столкнулись с мощной, готовой к жестокому бою армией. Русско-половецкие силы потеснили вражеский авангард, но затем столкнулись с главными силами врага. Галицкий князь понял глубину своей ошибки, но было поздно. Удар русско-половецких передовых сил был остановлен, а затем их просто смяли. Первыми бросились бежать половцы, их волна сбила порядки, ещё бившихся русских дружин. Черниговская рать вообще оказалась в ситуации, когда передовые дружины уже вступили в бой, а другие части только переправлялись через реку. Черниговские полки были смяты и не смогли ничего сделать, бегство стало почти повальным. Отдельные сопротивляющиеся отряды не могли изменить исход боя. В этой резне сложил голову и богатырь Добрыня Рязанич Злат Пояс (один из прототипов былинного Добрыни Никитича). Некоторые отряды вообще не знали и не участвовали в битве, отстав от основных сил. Их подхватило общим потоком бегущих и преследующих.
Полки великого князя киевского Мстислава Романовича Старого оставались в стороне от этого сражения. Ряд исследователей считают, что своевременный ввод в бой его войск мог изменить исход боя. Но, видимо, ситуация была уже непоправимой, половцы, галицкая и черниговская рати были разбиты и бежали. Часть татарского войска их преследовала. Это была уже бойня, а не сражение. Спастись удалось лишь незначительной части. Ушла часть половцев, с кучками дружинников смогли спастись Мстислав Удалой и Даниил Романович. Другая часть татарского войска обложила киевский лагерь. Первые попытки штурма были отбиты. Мстислав Романович Киевский и его войска ёще три дня отбивали натиск врага. Татары не могли взять укрепления, а губить большое количество воинов не хотелось. Тогда они пошли на хитрость: к Мстиславу и его подручным князьям послали атамана бродников (предшественники казаков) Плоскиню, который обещал жизнь в обмен на капитуляцию и откуп. В этом не было ничего удивительного – половцы не раз отпускали русских князей за откуп. Князья поверили и сдались. Надо учесть и тот факт, что у войска закончилась вода. После этого князей связали и передали татарам, а на обезоруженных воинов напали. Произошла очередная кровавая бойня. Самих князей татары положили под деревянный помост и устроили на нём «пир на костях».
Итоги и значение битвы
- Главной причиной поражения стало отсутствие единства русского войска. Если бы русская армия действовала в традиционном русском стиле боя: в центре пехота (киевское ополчение усиленное другими отрядами), на крыльях тяжёлые княжеские конные дружины (на правом галицко-волынская, на левом чернигово-смоленская), половцев оставив в резерве, шансов победить у татар практически не было. В бой вступили частями, неорганизованно, значительная часть войска вообще не участвовала в главном сражении. Управленческие ошибки командования, недооценка врага, привели к тому, что татарам чуть ли не отдали победу, дав себя разбить по частям.
- Это было одно из самых тяжелейших поражений русских войск за всю их историю. Южная Русь была обескровлена потерей тысяч лучших воинов. По летописным данным погибло девять из десяти воинов отправившихся в поход. Среди них было 12 князей, включая князей Киева и Чернигова. До нашествия войск Бату южнорусские земли не смогут восстановить свой боевой потенциал. Татары видимо, также понесли существенные потери, т. к. не смогли осуществить вторжение в киевские земли и вскоре потерпели тяжёлое поражение от сил Волжской Булгарии.
- Разведывательный поход татар выявил главное слабое место Руси – отсутствие единства. Не зря Субэдэй станет правой рукой и фактическим командующим в Западном походе Бату (1236—1242).
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Чингизхан первым ввёл понятие ПРИКАЗА. Т.е. немедленного и безоговорочного исполнения воли и решений его самого и переданного командиру соединения - отряда. В Русских войсках даже в войне 1812 года ещё не было такого управления. Его ввёл у себя только Наполеон.
Чингизхан не из индоевропейских народов, а из алтайской языковой семьи, где это слово не имеет однокоренного начала. По-монгольски приказ - ЗАХИАЛАХ, у казахов - ТАПСЫРЫС, у турок - EMİR, а у азербайджанцев, надо же как не повезло с братьями туркам - SİFARİŞ.
ПРИКАЗ - немедленного и безоговорочного исполнения воли и решений, был у нас со времён образования праиндоевропейского слова - *kʷek'- КАЗАТЬ, как и КАЗНЬ, НАКАЗ, ПОКАЗ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ИСКАЖАТЬ и даже КАЗНА.
Происходит от при- + -казать, далее от праслав. *kazati (sę), от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, кажѫ (др.-греч. δεικνύναι, λέγειν), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kazać, każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», н.-луж. kazaś;
казнь, род. п. -и, ж. р., ст.-слав. казнь «распоряжение, наказание, δόγμα, ζημία», словен. kȃzǝn, род. п. kȃzni «наказание», чеш. kázeň «проповедь», слвц. kázeň — то же, польск. kazń «наказание, заключение».